?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

про семейные ценности

В последнее время я много гуляю и наблюдаю за людьми - так уж выходит. И радует мой взгляд знаете что? Обилие на прогулках пап с детьми. Их действительно много! Они могут быть и с коляской, и с детьми постарше, и даже совсем с малышами в слинге. Выглядит это умилительно и как-то очень непривычно. В России я привыкла к тому, что с детьми в основном гуляют мамы, иногда оба родителя, но вот просто папа - такого я не припомню. Не говорю, что этого совсем нет, но здесь процент таких активных пап гораздо выше.

Когда я веду/вела консультации для родителей в детском саду/школе обычно ко мне приходят оба родителя, очень редко приходит только мама. В то время как на такие консультации в Москве папа приходит в 1:100 случаях. Среди моих польских знакомых и друзей распространены роды с папой - здесь это считается само собой разумеющимся. В больницах нет преград для совместных родов, а папы действительно часто хотят присутствовать при рождении малыша - помогать, опекать, поддерживать. Также после рождения ребенка в Польше предусмотрен отпуск для папы 2 недели на заботу о малыше и о маме.

Это один из плюсов жизни в Польше - здесь семейные ценности на первом месте у большинства людей. Иногда это попахивает старомодностью и ограниченностью - люди живут только семьей и ничего больше их не интересует, но в большинстве случаев люди действительно ориентированы на построение прочных семейных отношений, заботу о потомстве, совместную жизнь и совместное проведение времени - это у поляков в крови. Для меня, имеющей опыт супружества и в России, и в Польше, а также большой опыт общения с родителями обоих полов, эти особенности бросаются в глаза.

В России роль мужчины часто (не всегда) сводится к зарабатыванию денег и присутствию в семье, в Польше эта роль гораздо более разнообразна и, я бы сказала, глубока - обычно папа вовлечен во ВСЕ дела семьи, а не только в свои "мужские" обязанности. Меня это очень радует, но, признаюсь, до сих пор удивляет. Не хочется приплетать свой личный опыт, который во многом подтверждает мои наблюдения, просто скажу так - мне нравится, как в Польше мужчины относятся к своей семье. Наверняка, все не идеально (мы все люди и все разные), но общая тенденция все-таки очень и очень хорошая (особенно на контрасте с Россией).

Comments

( 57 comments — Leave a comment )
mega_w0man
Jun. 16th, 2016 07:38 am (UTC)

Да, Оль, в Польше семья на первом месте. Это мне тоже очень нравится. Мне лично трудно представить уже как бы я ухаживала за ребенком одна, а муж бы только приходил с работы и играл пару часиков. При таком подходе к родительству я бы на ребенка вообще не согласилась- это общий ребенок и заботиться о нем должны оба.


Я, кстати, не думаю что этот взгляд на мир- ограниченный. Какие еще могут быть ценности кроме семьи?)) Работа, тусовки, путешествия - все это не дает и 10й доли удовлетворения, радости и поддержки, которые дает семья.

haikky
Jun. 16th, 2016 08:33 am (UTC)
Мне тоже! Наблюдая опыт российских семей, своих знакомых и подруг, я тоже весьма и весьма ценю эту польскую черту:)

Конечно, семья это важно, но я все-таки считаю, что это не все - увлечения родителей, личностное развитие, путешествия, общение - все это вносит разнообразие в жизнь не только взрослых, но и малышей, дает им потенциал для развития, показывает мир с разных сторон. Так что я за гармоничное отношение ко всему.
(Deleted comment)
haikky
Jun. 16th, 2016 09:17 am (UTC)
да, это точно:) С таким отношением и семью создавать хочется, и детей растить.

Приезжайте!
rannica
Jun. 16th, 2016 08:54 am (UTC)
Месяца два назад одна девушка с грустью в голосе рассказывала, что муж совершенно не принимает участия в становлении ребенка, как личности. Дома он у телевизора либо на кухне - ужинает. На что она получила достаточно резкий ответ: "Не лезьте к мужу! Он занят, он зарабатывает для вас день-ггги". Слово деньги было сказано очень мощно, с придыханием будто. И мне стало неловко и непонятно от таких слов, я с ними в корне не согласна. И очень здорово, что в Польше отцы считают правильным и должным уделять внимание своим деткам.
haikky
Jun. 16th, 2016 09:18 am (UTC)
Да, это грустно, но такова наша постсоветская (?) ментальность. Деньги это важно и, конечно, здорово, что в семье есть "добытчик", но жаль, что на этом его функции и заканчиваются...
hellenya
Jun. 16th, 2016 09:01 am (UTC)
это правда)мой муж почти всегда с нами - в школу на собрание, в поликлинику на вакцинацию и тд.
я до сих пор удивляюсь, когда говорят, что папа не меняет памперсы и до полу года боится брать ребенка на руки... это реальные истории моих подружек на родине...
haikky
Jun. 16th, 2016 09:20 am (UTC)
И я слышала такие истории... Вот и не знаешь, что на них ответить. Вроде и неправильно это, но человека-то не перевоспитаешь - он уверен, что так и надо...

А у тебя муж голландец?
(no subject) - hellenya - Jun. 16th, 2016 09:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 16th, 2016 09:23 am (UTC) - Expand
yarkaya
Jun. 16th, 2016 09:02 am (UTC)
у нас очень интересно с этим в Латвии. В какой-то момент как будто наступил перелом. Мужчины, которым сегодня примерно 28-32, внезапно стали вот именно такими отцами, как в Европе, сами гуляют, суетятся, обсуждают с друзьями детей, делят заботы пополам. Все, что было раньше, те кто старше - почти во всех случаях типичные советские мужчины с "ты же мать, займи его" и "я зарабатываю вам деньги".
haikky
Jun. 16th, 2016 09:20 am (UTC)
Думаю, это замечательная тенденция!
(no subject) - yarkaya - Jun. 16th, 2016 09:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 16th, 2016 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - yarkaya - Jun. 16th, 2016 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 17th, 2016 07:14 am (UTC) - Expand
una_sogno
Jun. 16th, 2016 09:10 am (UTC)
Эк ты приложила российских пап, мне прям даже стало обидно. У нас папы с колясочками гуляют и после работы в будни, и с раннего утра в выходные. И на великах-роликах с тодлерами. Ну и вообще, не замечала я такого, как ты описываешь про Россию.
haikky
Jun. 16th, 2016 09:22 am (UTC)
Это хорошо, что не замечаешь. Может, все действительно по-другому. Я ж в России не живу давно, бываю только наездами...

Ваш папа, к слову сказать, молодец, совершенно его не имела в виду в этом посте. Вы для меня вообще образцовая семья:)
(no subject) - una_sogno - Jun. 16th, 2016 11:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 17th, 2016 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - una_sogno - Jun. 17th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 18th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
nar4eto
Jun. 16th, 2016 09:37 am (UTC)
Когда я приехала в Болгарию, у меня тоже сложилось впечатление, что они замечательные отцы. Причем, болгарские отцы детей балуют и разрешают им все, а вот мамы, наоборот- строгие. Но тут у мужчин этой тенденции кормильца всея семьи нет, даже в обратную сторону немного перекос- девушки весьма феминистично настроены, стремятся получить образование, сделать карьеру, в то время, как многие парни довольствуются положением бармена или официанта. И в ресторане каждый платит за себя.
haikky
Jun. 17th, 2016 07:16 am (UTC)
Да уж, в Болгарии совсем другая история:)
zabavai
Jun. 16th, 2016 12:09 pm (UTC)
Папы принимают очень живое участие в жизни детей и в Португалии тоже. В Мск действительно много реже вижу папу с коляской, чем маму или обоих супругов. Но с малышами от трех лет мужчин в Мск полно: и в парках, и в музеях, и на мероприятиях. Что меня очень радует. И что, похоже, продиктовано тем, что большинству мужчин дети становятся интереснее по мере их вхросления, типа когда поиграть, поговорить, показать и рассказать можно.
haikky
Jun. 17th, 2016 07:17 am (UTC)
Возможно:) И это тоже хорошо!
katrine_rainbow
Jun. 16th, 2016 04:27 pm (UTC)
Хорошая тенденция! Смею предположить, что возможно на это так же влияет уровень зарплат у мужчины и женщины. И общее отношение к работе. Я не буду ничего утверждать, т.к. не жила за пределами своей страны.
Но мы когда-то с мужем обсуждали возможный переезд. И его очень беспокоило, что тут он зарабатывает на много больше меня. Чтобы женщине достаточно заработать, нужно семью забросить. А если мы переедем в другие страны - то будем на одном уровне. Он будет просто инженером, я - реабилитологом. И уровень зарплат будет примерно одинаковый. Еще раз повторюсь - не знаю, как на самом деле. Было бы интересно услышать от тебя.
И еще интересно, принято ли у вас женщине быть домохозяйкой. У нас это повсеместно вокруг. Когда женщина после родов уже и не выходит на работу. Или если и выходит, то доход ее весьма условный, по сравнению с мужской зп.
haikky
Jun. 16th, 2016 05:18 pm (UTC)
Среди моих польских знакомых обычно зарабатывают оба примерно на одном уровне. Каждый занимается своим делом, семьей, оба работают, но свободное время проводят вместе. Это обычная схема - не все такие, конечно.

Домохозяек среди полек среднего класса я, скажем так, не встречала. А вот среди русскоязычных - это очень частая тенденция.

А почему для твоего мужа так важно зарабатывать больше тебя?
(no subject) - katrine_rainbow - Jun. 16th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 17th, 2016 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - katrine_rainbow - Jun. 17th, 2016 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 17th, 2016 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - katrine_rainbow - Jun. 17th, 2016 08:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 17th, 2016 08:37 am (UTC) - Expand
streletc_art
Jun. 16th, 2016 04:46 pm (UTC)
Просто в России папа в тот момент, когда мама без денег сидит с малышом, работает на двух работах, и ещё и на третью выходит - хоть поспать. Я даже не представляю, когда, в какой момент ему с коляской гулять, не глядя на часы и не отвлекаясь на деловые звонки.
Я не беру случаи, где мужья откровенные лодыры. Я беру нормальных мужиков, которым надо семью обеспечивать. Они вертятся и выкручиваются, чтобы хоть что-то семья имела.

Где-то, наверное, есть такая жизнь, где у пап много времени, у нас-таки всё жестоко... Половина наших друзей, несмотря на то, что дети уже выросли, продолжают пахать на двух работах. Половина ездят в Москву, то есть, встают в 4 утра и приезжают в 8 вечера. И откуда сил на игры с ребёнком? Они может и рады были бы, но тогда надо работу бросать...
haikky
Jun. 16th, 2016 05:16 pm (UTC)
Везде есть такие случаи: и В Польше, и в России, и на Украине. Но я пишу о другом - об отношении.
(no subject) - streletc_art - Jun. 17th, 2016 07:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 18th, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
para_sol_ka
Jun. 16th, 2016 06:51 pm (UTC)
Много слышала про Польские семейные ценности. Мне думается, сказывается политика и высокий уровень религиозности.

Россия, кстати, в этом отношении тоже меняется. Мне кажется, папы меньше замечены гуляющими с детьми потому, что они чаще просто по другому проводят время. В моем круге общения папы детьми очень занимаются. Но в парке и на площадке не гуляет почти никто. Тут во многом и климат сказывается, кстати. Просто другой выбор досуга. У меня на глазах братья детей воспитывают, семьи друзей. Везде практически папы отличные. :) хотя знаю, что есть и другие варианты. Но про них почему-то больше слышала.

А вот на собрания и консультации в школу папы не ходят, имхо, из нехватки времени. Мамы чаще имеют более низкий доход и более доступную в транспортном отношении работу. Если папе до школы ехать час-два, а маме 20 минут - все становится понятно. А ещё часто мамы вовсе не работают, задержались в декрете или сидят уже в следующем. Все объяснимо.

Совместные роды у нас тоже становятся мейнстримом. Все чаще про них слышу. На мой взгляд - это ужасно, вот честно. Мне никогда этого не понять, но может дело в том, что у меня детей нет. :) хотя рожавшие подруги тоже в ужасе от такой идеи, все как одна.:)

А вот 2недельный отпуск для папы это круто! Такому надо учиться у поляков :)
haikky
Jun. 17th, 2016 07:28 am (UTC)
Ты знаешь, в Польше обычно работают оба родителя - очень редко встречала тут, что мама занимается ребенком, а папа работает. Обычно все поровну - в том числе и обязанности по уходу за ребенком, и за домом. Как-то тут больше принято, что люди все делают вместе.

Конечно, мне радостно читать, что папы в России активные и заботливые, я же не говорю, что этого совсем нет! Просто говорю, что в Польше эта тенденция более явная и заметная.

Что касается совместных родов, то это дело каждой пары. Нельзя сказать, что это хорошо для всех. Но то, что у твоих подруг сама мысль об этом вызывает ужас, говорит мне о том, что для них роды - это дело женщины, не для мужских глаз это дело. А здесь совсем по-другому к этому относятся: и мужчины, и врачи. Муж поможет, погладит, помассирует, принесет попить, поможет в туалете, в душе... Это все очень важно для женщины. И большинство моих польских друзей и знакомых, рожавших с мужьями, говорят: "Без него я бы не справилась!"
(no subject) - para_sol_ka - Jun. 18th, 2016 04:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 18th, 2016 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - streletc_art - Jun. 17th, 2016 07:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - para_sol_ka - Jun. 18th, 2016 04:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 18th, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
studcs
Jun. 17th, 2016 01:49 am (UTC)

Твои данные слегка устарели)) Дофига пап с колясками и с подросшими детками. В выходные так вообще почти одни папы в парке. А я еще балдею, когда дедушки с внуками, такие у них особые отношения.
а мне вот интересно, декретный отпуск в Польше год, а потом ребенка куда? В садик на полный день?

haikky
Jun. 17th, 2016 07:32 am (UTC)
Ну что ж, я рада, если это так:) Последний раз я в Москве была полгода назад, так что не знаю, насколько устарели:) Но это просто мои наблюдения, вот и все, с ними необязательно соглашаться:)

Что потом, каждая семья для себя решает индивидуально. Если папа хорошо зарабатывает, то мама может взять неоплачиваемый отпуск еще на год с сохранением места на работе. Если нет, то вовлекать бабушек и работать хотя бы полдня. Если бабушек нет, то можно рассмотреть вариант яселек (необязательно на целый день), няни, семейного детского сада. Многие мамы ищут работу на дому. Некоторые работают в выходные, в то время как папы занимаются детьми. Разные есть варианты.
(no subject) - studcs - Jun. 18th, 2016 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 20th, 2016 07:20 am (UTC) - Expand
belka_archi
Jun. 18th, 2016 11:40 am (UTC)
Когда еще первый раз приехала в Польшу, обратила внимание,что много пап с детьми, да и вообще, много родителей с детьми в городе (Варшава, Краков). Это чудесно. В Беларуси растет количество ответсвенных вовлеченных пап, но у нас это только набирает оборот, так сказать, а у вас это уже норма.
(Особенно меня умилила картинка, как ранним варшавским утром папа-байкер (косуха, борода, бритый затылок, татухи) вел в садик четырехлетнюю девочку с розовыми бантиками (курточка, правда, была черно-розовая, в стиле папы). Мы жили возле садика и можно было наблюдать).
Я против совместных родов, хотя у меня было плановое кесарево и речи не шло вообще. Хорошо папу до родов (массаж, водички и пр) и сразу после (убалтывать, чтобы не заснула, та же водичка). И когда младенца принесут тоже, первые ощущения странные))
А вот сами роды - я бы не хотела, чтобы муж присутствовал.
haikky
Jun. 19th, 2016 06:17 am (UTC)
Я никого не призываю рожать вместе и не утверждаю, что совместные роды хороши для всех. Я просто пишу о том, что здесь это чаще и, на мой субьективный взгляд, это свидетельствует о бОльшей вовлеченности в жизнь семьи.

Рада, что в Белоруси папы тоже развиваются!
(no subject) - belka_archi - Jun. 20th, 2016 10:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - haikky - Jun. 23rd, 2016 08:49 am (UTC) - Expand
njeroon
Jun. 18th, 2016 12:16 pm (UTC)
Интересное наблюдение) Я у нас во дворе как раз обратное вижу - папы забирают детей из сада, катают коляски))) однажды спросила "а где ваша мама?", мне ответили "учится" :)
haikky
Jun. 19th, 2016 06:15 am (UTC)
Это хорошо! Но в Польше, мне кажется, эта тенденция все-таки более заметна:)
jabba
Jul. 4th, 2016 02:06 pm (UTC)
Я думаю дело не только в ментальности, хотя и в ней во многом.

В России, в 90х и позже, таки процветает традиция работы на износ, чего в Европе в такой форме всё же нет. Есть наверное другие срезы,но у многих моих знакомых, разных специальностей, именно так. Приезжают поздно и выжатые полностью. И сама я часто была такая.

Сейчас у подруги с кровными и приемными детьми папа не работает. Там кровных 3 и приемных 7, очень клевая семья. У них форма "приемная семья",то есть и зарплата родителей есть.И когда подруга забеременела младшим, решили что не справятся,и нужно папе уйти с работы и жить на пособия и эту зп какое-то время. Именно потому что папа приезжал в 10 и валился с ног, мама бы не пережила с остальными детьми пока ребенок совсем маленький. Денег еле хватает, после года младшего папа таки устроится куда-то.

Отсюда же я полагаю и традиция домохозяйства. Нас спасло во время моей работы то что Женька работал не полный день и потом просто время от времени подрабатывал. Работай мы оба полный день и приезжая в 8-9 или позже.. я не знаю как бы тогда мы выжили. А промежуточных вариантов в России не так много на самом деле. По факту много где именно так.
haikky
Jul. 8th, 2016 09:21 am (UTC)
Тут многие написали про трудную ситуацию в России. Наверно, это и правда так. Хотя тут, не знаю, как в странах Западной Европы, тоже многие люди выживают и выкручиваются. Но отношение к семье все-таки другое, чем в России.
( 57 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com