?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Чем больше я работаю с детьми, тем больше убеждаюсь в том, каким огромным примером для детей являются их родители. Родители могут очень старательно и целенаправленно воспитывать своих детей, но дети "считывают" информацию интуитивно, невербально, впитывают ее от родителей как губка: о том, как вести себя, как дружить, как относиться к себе и людям, как договариваться, как решать конфликты, как быть успешным, как защищаться и нападать и еще огромное множество других тем. Конечно, все мы разные, и каждый ребенок приходит в этот мир со своим прошлым опытом, своими тенденциями и своими задачами (да, я верю в реинкарнацию), поэтому и бывает так сложно "лепить ребенка по своему образу и подобию". Он - другой человек и, приходя в этот мир, приносит с собой самого себя, и мы узнаем его год за годом, помогая ему найти себя в этом мире и научиться в этом мире жить в согласии с собой и людьми. Вопрос только как? С помощью наказаний, похвалы, поощрений, манипуляций, шантажа, обмана, подкупа или личного примера, доброжелательности, принятия, уважения, доверия, поддержки? Наверно, кто как умеет, кто как привык, но я, если честно, в большей степени использую второй вариант. Мне он ближе.

Я никогда не мечтала работать няней, но жизнь сложилась так, что после десяти лет непосредственной работы с детьми в качестве психолога и учителя Монтессори, мне пришлось переквалифицироваться на какое-то время в няню. Работа няней в общем-то проста и не требует особой подготовки, но, если он накладывается на предыдущий опыт, то можно очень многое узнать про детско-родительские отношения, про детей и их поведение в повседневной жизни, про методы воспитания и родительские стратегии и... про саму себя. Все детки, с которыми я работаю, очень симпатичные, у нас хорошие отношения, и мы любим быть вместе, они из очень приятных семей, с родителями мы дружим и общаемся. Так что этот аспект работы для меня вполне комфортный. Но самый сложный момент во всем этом для меня - это то, что часто наши с родителями стратегии в общении с ребенком иногда не совпадают. Понятно, я провожу с ребенком пару часов раз в неделю, ну максимум два, так что особо менять ситуацию нет смысла, "воспитывать" родителей, что-то объяснять ребенку, приходится, скажем так, подстраиваться, примеряя на себя разные родительские стратегии. Это интересный опыт, и, конечно, интересно наблюдать, какие стратегии как влияют на ребенка и какие формируют черты характера или особенности поведения. Многое встает на свои места, я начинаю немного по-другому смотреть на тех детей, с которыми работаю в школе и детском саду. Думаю, если бы у меня была возможность прийти к ним домой хотя бы разок и посмотреть, как у них там все выглядит, мне бы стало многое понятно.

За все время работы с детьми в садиках и в школе я огромное количество раз сталкивалась с ситуацией, когда родители в прямом смысле ожидают, а иногда и требуют от педагогов решения проблем их ребенка, но, чем больше живу на свете и работаю с детьми, тем больше понимаю, что школа и садик могут только поддержать родителей, дать толчок к изменениям, помочь взглянуть на ребенка под другим углом, дать ему возможность проявить себя, поделиться своими наблюдениями, обратить на что-то внимание, дать совет, если о нем просят, но спасти никого не получится. И даже и не нужно. Дети и родители - это такая замысловатая, тесная и очень живая система, в которой так много всего накручено и наворочено, что очень сложно как-то повлиять на нее извне.

А еще наблюдаю за тем, как детям важно, чтобы было "по-ихнему" - играть по их правилам и в их игры, следовать за их идеями, развивать задумки и создавать условия, чтобы они получались. Иногда притвориться незнающими и несведущими и позволить им рассказывать, учить, быть ведущими. Не навязывать им свои правила и свои идеи, а предлагать, давать выбор, учиться вместе, признаваться в своих ошибках и извиняться перед ними. Какая бы ни была игра, но, если она придумана самим ребенком, а взрослый только подстраивается и следует за его идеями (конечно, в рамках безопасности), ребенку это будет приносить огромное удовольствие. Тут легко выстроить контакт, настроиться друг на друга, чтобы потом и самому вести ребенка, выставлять границы и договариваться. Я учусь слушать ребенка и слышать его, быть взрослой, но быть открытой к нему и его идеям, уважать его мнение, учитывать его и следовать за ним, если это никому не вредит.

Обычно родители тех детей, к которым я прихожу говорят мне с порога: "У нас активный ребенок, у него много идей!". "Так это же прекрасно!" - отвечаю я. Наверно, я уже неискоренимый последователь Марии Монтессори. В общем, век живи, век учись. Но работать няней мне нравится:) Скоро напишу пост о всех своих подопечных, познакомлю вас с ними, они замечательные:)

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
prozrachniye
Apr. 22nd, 2015 12:34 pm (UTC)
очень интересно! а какого у тебя детки возраста в подопечных? и с каким тебе интереснее /проще сотрудничать?

год назад я была немало озадачена вопросом выбора няни, но в итоге так и не решила эту дилемму, оставшись на удалённой работе :)

одно время (около трёх-четырёх месяцев), я помогала воспитателю в частном детском саду моей мамы - и удивительных удалось отхватить наблюдений. Так, например, один юноша лет трёх был уверен, что бить детей по лицу лопатой - это ок, и ничего поделать мы с ним не могли. Однажды я подкараулила его маму и решила поговорить хотя бы с ней - и тут у меня, что называется, прояснилось! "Ой, ну он же такой маленький, он ещё не ведает, что творит! А к тому же - мужчина растёт...", - всё! эта фраза стала для меня диагнозом! Не хотела бы я с таким "маленьким, вечно растущим мужчиной", который с молчаливого согласия мамы "ни в чём себе не отказывает" взаимодействовать. А ведь таких вокруг - толпы.
haikky
Apr. 24th, 2015 09:52 am (UTC)
Филипу 4, Адасю 4 с половиной, Марине 5. Так что примерно одинакового:) Но они все очень разные и по развитию, и по характеру. Мне нравится работать с дошкольниками, это я после двух лет в начальной школе четко поняла:) Школьники для меня слишком дикие и наглые:)

Да, к сожалению, таких примеров вокруг много. Один раз наблюдала маму, которая била своего ребенка по попе, приговаривая: "Нельзя бить детей, слышишь!" Абсурд. А за последние пару лет работы с детьми богатых родителей я, честно сказать, в шоке от того, как дети могут садиться на шею взрослым...:(
sandra_dey
Apr. 22nd, 2015 01:26 pm (UTC)
Здорово. Интересные наблюдения.
А я вот с детьми могу ладит, если им больше 4 лет. С совсем маленьким впадаю в ступор.
haikky
Apr. 24th, 2015 09:53 am (UTC)
Я тоже с маленькими не умею:) Люблю их, но, поскольку своего ребенка еще нет, что с ними делать особо не знаю:)
olya_mydolly
Apr. 23rd, 2015 06:22 am (UTC)
Интересно было почитать. Про "считывание" согласна. Так вот и случается, что дети перенимают и не очень хорошие привычки от одного из родителей, а взрослый-то исправляться не хочет - ему и так хорошо.
haikky
Apr. 24th, 2015 09:54 am (UTC)
Всегда проще воспитывать, чем самому воспитываться:)
njeroon
Apr. 24th, 2015 12:36 pm (UTC)
очень интересно и правильно всё описано! пиши ещё о детях и родителях!!! :) самое интересное, что ребёнок выбирает не редко у каждого родителя не лучшие привычки и их копирует))) нет, чтобы копировать только хорошее))) и на детской площадке по детям сразу всё видно - у кого что дома происходит...
haikky
Apr. 25th, 2015 07:20 am (UTC)

Ты знаешь, ребенок же не оценивает, что хорошее, что плохое, у него этого фильтра еще нет. Он просто впитывает все, что видит и слышит, как губка. Мария Монтессори называла этот период у детей "впитывающее сознание". Так что тут можно увидеть себя, как в зеркале:)

hozayka_travy
Apr. 24th, 2015 06:02 pm (UTC)
Знаешь Ольчик, очень еще много идет откуда-то из подсознания, откуда-то из своего детства. Какие-то штуки, не всегда хорошие (зависит от того, какое детство наверное было). Я имею в виду родительские модели поведения. Иногда сделаешь что-то, что может самому не нравится и думаешь "Тааак, откуда это во мне???!!!" И когда навязываешь сам своему ребенку шаблон, видишь его таким, каким он может даже не является и я вот не понимаю как сделать так, чтобы от этого избавиться. Я прям вижу как я своим детям навешиваю ярлыки и эти ярлыки каждый день закрепляю и не то, чтобы они мне нравятся - откуда это?
А еще со стороны всегда все хорошо видно, а когда ты находишься "внутри" семьи, то это совсем другое. И со своими детьми совсем все по другому чем с чужими.
haikky
Apr. 25th, 2015 07:23 am (UTC)

Согласна, это тоже есть. И, несмотря на то, что дети не мои, в общении с ними тоже много всего вылезает: и мой собственный опыт, и мои собственные переживания, проекции, ярлыки. Только, наверно, когда это не свои дети, то все-таки дистанции больше, проще отслеживать и контролировать. В любом случае это большая работа над собой и своими установками.

la_mononoke
Apr. 24th, 2015 09:32 pm (UTC)
да, дети - самостоятельные личности, но одновременно и отражение родителей..такая сложная смесь!

вот так если подумать, может, быть учительницей проще в каком-то смысле - когда ты няня, ты вроде как в курсе этих самых родительских стратегий, и тебе нужно их соблюдать, а в школе ты вроде как о них не знаешь или не должен знать и можешь как-то больше "влиять" на ребенка? ты в этом отношении в школе себя свободнее ощущаешь?

Оля, конечно, опыт у тебя интереснейший!
haikky
Apr. 25th, 2015 07:28 am (UTC)

Это незнание чаще всего связывает руки. Ты не знаешь ситуации, а значит не можешь помочь ребенку. Родители далеко не всегда готовы разговаривать честно и открыто с учителями и даже с психологом. Многое скрывают и делают вид, что все хорошо. Многому не придают значения, многого не замечают. Так что трудно бывает увидеть всю ситуацию жизни ребенка и найти возможность ему помочь. Иногда приходится действовать наощупь, по интуиции, ну и опыт помогает:)

mariaandreevna
Apr. 27th, 2015 09:18 am (UTC)
Только ленивый не обвиняет родителей во всех детских проблемах.
Сын дерется в саду - куда смотрит мама?
Дочка на площадке ни с кем не играет - ребенка игнорируют дома?

В прошлом году знакомая психолог, выпуская новую пачку студентов в большую жизнь, написала, что каждую дипломную работу можно назвать: "привет, Мама!"

Если существуют и правда идеальные родители, которые воспитали во всем хороших детей при этом не забыв о себе, покажите мне.
haikky
Apr. 27th, 2015 09:52 am (UTC)

Я не знаю, где тв в моем посте увидела обвинения. Мне некого обвинять да и незачем. Но как психологу, мне по роду деятельности приходится копаться в детских проблемах и трудностях и, увы, часто ситуация в семье или поведение родителей имеет решающее значения для преодоления проблем ребенка. Более того, когда я в свое время ходила к психотерапевту, то внезапно оказалось, что во всех моих взрослых проблемах виноваты отношения в семье с мамой и папой и пришлось это осознань и разруливать. Маму я при этом тоже не обвиняла. Уверена, что она делала для меня и сестры все самое лучшее, на что была способна в тот момент. Но это не всегда приносило нам пользу.


Идеальных родителей не бывает, так же как и не бывает идеальных детей и вообще людей идеальных.

haikky
Apr. 27th, 2015 10:05 am (UTC)

Я не знаю, где тв в моем посте увидела обвинения. Мне некого обвинять да и незачем. Но как психологу, мне по роду деятельности приходится копаться в детских проблемах и трудностях и, увы, часто ситуация в семье или поведение родителей имеет решающее значения для преодоления проблем ребенка. Более того, когда я в свое время ходила к психотерапевту, то внезапно оказалось, что во всех моих взрослых проблемах виноваты отношения в семье с мамой и папой и пришлось это осознань и разруливать. Маму я при этом тоже не обвиняла. Уверена, что она делала для меня и сестры все самое лучшее, на что была способна в тот момент. Но это не всегда приносило нам пользу.


Идеальных родителей не бывает, так же как и не бывает идеальных детей и вообще людей идеальных.

mariaandreevna
Apr. 27th, 2015 12:24 pm (UTC)
Нет-нет, я не вижу в посте обвинений. Просто вдруг интересна позиция с той стороны забора.
Я вот все время чувствую себя виноватой. В Польше меньше гораздо, чем это было в РФ.
haikky
May. 3rd, 2015 08:35 pm (UTC)
А в чем виноватой, Маша?
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com