?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

самостоятельность 0-3

Оригинал взят у live_electrum в самостоятельность 0-3

«Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.»
(Китайская пословица)

Самая основная тема монтессори-метода - самостоятельность. и очень сложная для родителей, на мой взгляд. Нам всем намного легче и быстрее сделать то, что нужно нам или ребенку, чем научить этому малыша с несовершенной мелкой и крупной моторикой. На самом деле научить - намного выгоднее: с одной стороны - нам не придется делать множество разных мелких дел, ребенок будет делать их сам, при этом он будет занят и у вас освободится свободное время, с другой - он будет совершенствовать свою мелкую и крупную моторику. А от этого, как известно развивается речь и остальной мозг. Это то, что лежит на поверхности. Но есть еще одно не очень явное преимущество - если правильно научить - ребенку это будет делать приятно. Ему доставит удовольствие - что он может делать полезные вещи - как мама. Ему будет очень приятно в тот момент, когда у него получится в первый раз. И я вам гарантирую, вам будет приятно не меньше:)
Мы начали учить Леону самостоятельности неправильно. После того как партия (леонин садик), сказала "надо", мы за комсомол ответили "есть" и приступили к заставлянию Леоны вытирать всю пролитую воду и рассыпаные крошки, едва показав, как это делать, к заставлянию самой одеваться и прочее. Что-то из это получалось легко, что-то требовало нашего неустанного стояния над душой. Так вот, немного разобравшись в теме, я скажу - так не надо. Точнее - надо не так.
Надо показывать ребенку, как и что делать. Медленно. С небольшим набором простых действий. Надо показывать снова и снова и давать попробоват ему сделать так же.
Например. Меня поразило, как показывали мытье рук в леонином центре. Педагог говорит - я приглашаю вас пройти в туалет, тут у нас моют руки. Медленно идет к раковине. Наклоняется так, чтобы лицо было на уровне ребенка, смотри, это - кран. 3 секунды пауза. Вот так его открывать. Открывает. 3 секунды пауза. Вот так закрывать. Закрывает. Еще пауза. хочешь попробовать? В этой ситуации я не знала, как не захотеть открыть кран. Как не захотеть делать так, как эта прекрасная тетя так понятно показала?! Невозможно было не захотеть! Я открыла и закрыла кран. Педагог продолжает: А теперь, я буду мыть руки. 3 секунды пауза. Открывает кран. Я беру мыло. Подставляю его под струю. Вот так намыливаю руки. 5 секунд намыливает меедлено. Я думаю, что сама стояла бы с чистыми руками за то время, пока она только открыла кран, но продолжаю смотреть. Она говорит, смотри, сколько пены! Пены у нее на руках действительно много, тщательно намылила, видеть пену интересно. Еще через 3 секунды. Вот так я смываю пену. Смывает, закрывает кран. Говорит, теперь ты.
Не знаю, как это читать, но когда я оказалась участницей этой презентации мытья рук, меня это поразило! Мне действительно хотелось делать это и хотелось делать это именно так! Потом примерно то же было с тем, как я рассыпала крошки на пол. Мне просто показали (отвели туда), где совок с веником. Говорят - смотри (замели половину крошек). А теперь ты попробуй. Я попробовала, размахав крошки в разные стороны, как делала раньше Леона. Асистент говорит, еще остались крошки, смотри, как их замести, заметает половину. Попробуй еще раз. Ну тут я уже замела, показали, куда выкинуть и попросили отнести совок на место. Я думаю, если бы я вдруг "забыла", где место, меня бы спокойно туда отвели и показали.
Цель всего этого действа, которое длилось минут десять (мытье рук и подметание) именно научить ребенка. Это то же время, проведенное с ним, как и за игрушками. Только полезнее. И даже, возможно, интереснее. Если бы цель была чистые руки и пол. Мы бы все справились за минуту. Но ребенок бы от этого не научился мыть руки, подметать пол и не получил свою долю искренней гордости, что сделал это сам. И теперь сможет сделать это сам в другой раз. И еще - редко дети получают столько нашего внимательного отношения. Я сто раз проверяла, это опускание лица на уровень лица ребенка действительно работает! Когда я по старой схеме уже вышла из себя, а результата все равно нет, я опускаюсь на уровень лица Леоны и начинаю с ней вплотную медленно и спокойно разговаривать. Минимумом слов. И она меня слушает в 99 случаях. И соглашается сделать, как я прошу. И делает. И ничего, что я ей полчаса говорила это же самое с высоты своего роста каждые 5 минут, вообще не было реакции. А тут, глаза в глаза, реакция есть. Точнее, есть общение, а не приказы.
Вот так с самостоятельностью в целом: сначала неторопливая презентация из небольшого числа действий. Потом пробы ребенка. Если у ребенка сразу не получилось, например, подмести, а это нормально, просто в следующий раз покажете еще. Медленно двигая щетку по направлению к совку. И давайте пробовать. Через много-много раз это движение наконец-то получится. И это большой кайф даже для мамы))
Из общих советов: очень удобно начинать, когда ребенок проявил интерес - сам берется за веник (мытье посуды, одевание и прочее). Если он последний раз брался за веник, полгода назад, а вы пропустили этот прекрасный момент, ничего страшного. Можно начать, когда ребенок что-то рассыпал. Если вы покажете правильно: медленно и понятно, и интересно (это, кстати, интересно само по себе, не обязательно делать это с шуточками:))), то увидите, как в следующий раз он сам побежит за веником. Еще - бесполезно начинать учить, когда ребенок расстроен. Лучше просто сказать, смотри, и сделать все самой, а показывать и давать пробовать в следующий раз.
Конечно, все это имеет смысл, когда у нас уже имеется подготовленная среда - то есть ребенок сможет взять удобный веничек по размеру его руки, а н ебудет просить маму достать его с верхней полки, когда у него на одежде нет тысячи мелких пуговиц, а обувь - не тряпичные кеды со шнурками.
И надо давать ребенку время, самому разобраться с ситуацией, а не сразу говорить, ой, разлилось, беги за шваброй. Чтобы самой успеть понаблюдать. И если делает что-то не так, не вмешивайтесь. Пусть доделает, как понял. В другой раз еще раз покажете, как правильно. Тут еще хочется написать очень много философии по поводу уважения к ребенку, к чувству, что он делает сам, и делает правильно (к его ощущению), если вмешаться и показать в тот момент, когда он не доделал, то у него будет формироваться представление, что он никогда не сможет так хорошо, как мама, следовательно, лучше и не пытаться... Но все это можно прочитать в книгах про Монтессори-метод. Например, "Помоги мне это сделать самому". Очень рекомендую.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
andrusska
Jun. 17th, 2015 06:31 am (UTC)
Очень правильно!
И правда, что самим легче сделать, чем научить. Это одна из самых больших ошибок родителей.
haikky
Jun. 18th, 2015 05:19 am (UTC)
Согласна! Мария Монтессори восставала против этого и создавала материалы, которые помогают даже самым маленьким учиться самостоятельности. я считаю, что это очень оправдывает себя.
studcs
Jun. 17th, 2015 03:25 pm (UTC)
Спасибо!
haikky
Jun. 18th, 2015 05:18 am (UTC)
На здоровье!
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com