?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Всю прошлую неделю в Кракове неистовал смог, который не только не давал дышать нормально на улице, но и не позволял детям выходить гулять, а мне ездить на велосипеде. Сначала я не предавала ему значения, но после того, как съездила на йогу и обратно на велосипеде и чуть не умерла от раскалывающейся головной боли, решила, что все, хватит - придется ездить на трамвае. Так и проездила неделю и отдала на билетики половину стоимости проездного. В процессе были отчаянные попытки срочно купить маску против смога (да-да, и такие у нас есть), чтобы все-таки не бросать велосипед зимой, но во всех возможных магазинах маски закончились, так что я сдалась и купила проездной. Велосипед печально стоит под лестницей в окружении себе подобных, а я снова приучаю себя к трамваям. Надо сказать, перестала я их любить и считать удобным. Привыкла к велосипеду. С велосипедом я была сама себе хозяйка, могла заехать по дороге куда-нибудь, сама рассчитывала свое время (и часто на велосипеде было быстрее, чем на трамвае), не надо было нервно спешить, чтобы успеть и сидеть на остановке, если вдруг опоздал. С трамваями дело пока обстоит так: до него нужно дойти, так рассчитать время, чтобы не сидеть и не ждать слишком долго, но в то же время и не опоздать, потом ехать какое-то время (к счастью, чаще всего сидя и в тепле), а потом от остановки еще 5-10-15 минут идти до пункта назначения. В общем, от общественного транспорта я отвыкла. И от того, что сижу в телефоне, пока еду с работы/на работу. Это, оказывается, тоже важный фактор для внутренней умиротворенности и безмятежности. А теперь снова езжу в трамвае и хоть 10-15 минут, но пытаюсь что-то написать, кому-то ответить. И все так между делом, как-то нервно. Перестала я это любить. Но пока маски нет, а смог есть, велосипеду придется печально стоять под лестницей, а мне ездить на трамваях. По крайней мере, до конце декабря.

Мои отношения с краковским смогом начались не так давно. Все дело в том, что, когда я переезжала в Краков, я о нем ничего не знала. Потом, когда решение было принято и реализовано, смог казался мне чем-то надуманным, я его просто не ощущала. Ну туман, ну трудно дышать и что? Потом было мое первое столкновение с ним, когда я ехала на велосипеде по привычному маршруту и задыхалась. Следующим шагом была страничка в интернете, которая показывает актуальное состояние воздуха, а потом и такая же програмка на телефон, которая в зимне-осеннее время сопутствует мне ежедневно. В плохие дни, когда уровень загрязнения превышает допустимые в 5-6-7-10 раз, я стараюсь не выходить из дома и, не дай боже, не ездить на велосипеде, а, если уж выхожу, перемешаться по городу короткими перебежками. В общем, в осенне-зимний сезон все планы, связанные с пребыванием на улице, приходится рассчитывать в согласии с краковским смогом. Каким будет мой следующий шаг в отношениях с краковским смогом, я не знаю. Но, если бы не то, что летом-весной и ранней осенью Краков прекрасен для жизни, решение было бы вполне очевидным.

Чем же страшен краковский смог? Он вызывает болезни дыхательных путей - краковяне уже привыкли к бронхитам, кашлю, заложенному носу и всяким другим осложнениям зимой, а врачи опускают руки: "Ну что вы хотите, это же смог", появляется все больше больных астмой и страдающих аллергией, а так же все больше людей умирает от рака легких. Смог - очень токсичная субстанция: вот выйдешь на улицу, пройдешь от дома до остановки, а ты уже как будто бы пачку сигарет выкурил. А дети? А пожилые люди? А беременные? Им труднее выжить, чем обычным людям в десятки раз.

Откуда же берется этот самый смог? Главная причина в том, что Краков находится в низине, которая плохо продувается, так что все загрязнения воздуха от машин, промышленности, печей, остаются внутри города. Окружающие Краков горы, а так же застройка достаточно высокими домами на окраинах города препятствуют тому, чтобы город хорошо продувался. Когда в Кракове есть ветер, смога нет. Так что ветер я теперь полюбила. Кроме того, в Кракове в центральных районах города практически отсутствует центральное отопление мне ли об этом не знать: очень многие вынуждены топить печи. В лучшем случае топят углем или дровами, а это, сами понимаете, дым, много дыма, а в худшем - шинами, пластиковыми бутылками, мусором, а это, сами понимаете, токсичный дым, много токсичного дыма. Мэр города старается что-то делать для борьбы со смогом: вот запретил грузовым машинам въезжать в центр города, в прошлом году всем желающим бесплатно меняли дровяные печи на газовые (кстати, мало кто хотел, так как за газ надо платить, а мусор есть у всех и бесплатно), но пока это мало, что дает. Краков задыхается от дыма.

Как выглядит смог? Иногда его видно - особенно когда он соединяется с туманом - очень кинематографичная дымка над городом, а иногда его и не видно совсем. Иногда выходишь на улицу и сразу чувствуешь запах гари или дыма, а иногда воздух бывает настолько плотный и густой, что трудно дышать. Многие жалуются на то, что часто стирают вещи из-за запаха дыма и гари, запах так же остается на волосах, но ведь это все цветочки по сравнению с тем, что делается в наших легких в связи со смогом.

Именно поэтому я и не советую никому приезжать зимой в Краков, а сама стараюсь по возможности уезжать из города хотя бы на выходные. Пока это единственный рецепт. Когда куплю маску отпишусь.

И напоследок веселое. В польском языке слова "смок" и "смог" по звучанию очень похожи, а вот по смыслу совсем разные: смог - это сами знаете что, а вот смок - это дракон, по легенде живущий когда-то давным-давно в яме под Вавельским холмом. Так вот на прошлой неделе нам пришлось сказать детям, что мы не выйдем гулять потому что на улице СМОГ, и это было бы небезопасно. После этого слышу такой разговор двух девочек, стоящих у окна: "Ты его видишь?" - "Нет"- "Наверно, он у нас на площадке гуляет", и внезапно понимаю, что дети подумали, что я сказала СМОК и ищут дракона:) Даже и не знаю, если честно, что хуже, смоК или смоГ:)

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
resurectionum
Nov. 10th, 2015 06:09 pm (UTC)
Про смока прелесть какая )


А про смог - мы в Кракове на Рождество как раз будем, с 22 по 27 декабря. Интересно, нюхнем ли? А ярмарка в это время есть?
А вы в Кракове будете?
haikky
Nov. 10th, 2015 08:58 pm (UTC)

Ярмарка есть, а про смог сложно предвидеть. Но вообще зимой он чаще всего в наличии.


С 24 по 26 меня скорее всего не будет в Кракове - поедем к родителям на Рождество, а вот 22-23 скорее всего будем в Кракове.

pitropova
Nov. 10th, 2015 06:12 pm (UTC)
В смоге вполне может прятаться Смок)) и выдыхать смог
Печально это...
У нас в Самаре есть шутка про три погоды - грязь мокрая, грязь сухая и грязь замерзшая. Круглый год короче.
haikky
Nov. 11th, 2015 12:01 pm (UTC)
Грязь это неприятно, но хотя бы не вредно для здоровья, а вот смог... Я начиталась о нем, теперь в ужасе. Хоть не дыши.
abriter
Nov. 10th, 2015 06:38 pm (UTC)
А я помню, как однажды ночью проснулась в панике, подумав, что начался пожар, а потом оказалось, что это смог! Ужас, конечно. Как подумаю, чем я там за три с половиной года надышалась, то аж страх берет :) В Варшаве все-таки большой плюс в том, что смога нет (точнее, мне кажется, что есть все равно, но не ТАКОЙ).А про детей - очень мило))
haikky
Nov. 11th, 2015 12:02 pm (UTC)
А почему ночью? Было открыто окно? Или такой запах был в квартире?
Во всей Польше, как показывают исследования, воздух не очень, но в Кракове хуже всех в Польше и...в Европе:(

Edited at 2015-11-11 12:03 pm (UTC)
abriter
Nov. 11th, 2015 01:09 pm (UTC)
Да, я люблю спать с открытым окном, но в Кракове, как видно, это бывает опасно.
Насколько я помню, на первом месте в этом рейтинге два каких-то города в Болгарии, а Краков на третьем. Но все равно не очень утешительно :( Мне порой кажется, что Краков в плане воздуха даже хуже Москвы.
haikky
Nov. 11th, 2015 01:19 pm (UTC)
Думаю, что хуже! В Москве хоть и много машин, но отопление все-таки у всех есть, ну и ветра дуют регулярно. Я, когда переехала в Краков, сначала смеялась над рассуждениями поляков о смоге, думая: "Это вы еще в Москве не были!", но потом поняла, что в Кракове действительно качество воздуха гораздо хуже.
nar4eto
Nov. 10th, 2015 07:29 pm (UTC)
Я помню московский смог 2001 года, когда реально было невозможно дышать. Потом был еще один, в 10, что ли, году, но я тогда уже в Москве не жила, говорят, был еще хуже. Не знаю про тот, второй, но если в Кракове, как тот первый, то это пипец просто. Может быть стоит переехать куда- нибудь, я понимаю что работа, я знаю, как ты обожаешь Краков, но здоровье важнее все- таки. Школы Монтессори и в других городах есть.
Желаю тебе, все же, чтобы ситуация каким- нибудь волшебным образом исправилась и в Кракове стало возможно дышать, ну, не знаю, вдруг примут закон, запрещающий жечь вредные отходы с жуткими штрафами, или там еще чего. Евросоюз же все- таки.
haikky
Nov. 11th, 2015 12:05 pm (UTC)
Я помню только смог 2010, это действительно был кошмар и ужас. Дышать было реально нечем. Про переезд это все не так просто, по крайней мере, на данном этапе. Дальше видно будет.

Все законы уже приняты, людей штрафуют, когда застают на месте преступления, но пока с каждым голом все хуже и хуже.
yul_m
Nov. 10th, 2015 08:24 pm (UTC)
Ох ничего себе! В Москве конечно воздух тоже не горный, но хотя б без запаха горелого пластика. И охота людям ради тепла дышать такой дрянью..
haikky
Nov. 11th, 2015 12:08 pm (UTC)
Ну, когда холодно, тоже, знаешь, ничего хорошего. А не у всех есть деньги на нормальное отопление. Это я не оправдываю, но могу понять, что многие привыкли и просто об этом не думают. Так же как не думают о том, что куря обычные сигареты, потихонечку убивают себя. Не все люди сознательные, к сожалению.
selkie_stories
Nov. 10th, 2015 09:35 pm (UTC)
Ух, для меня было очень неожиданно узнать, что существует вот такой краковский смог, да еще и на регулярной основе, каждую зиму... Очень хорошо представляю себе его неприятные последствия, так как с начала августа вокруг Киеве регулярно горят торфяники (то ли специально кто-то устраивает поджоги, то ли сами воспламеняются) и весь Киев вместе с пригородами окутывает дымом. Дым моментально вызывает тошноту и головную боль, находиться на улице не возможно. Так что прекрасно представляю эту "чудесную" атмосферу. Надеюсь, тебе удастся поскорее купить маску!
haikky
Nov. 11th, 2015 12:11 pm (UTC)
Для меня это тоже было неожиданностью, весьма неприятной, но деваться пока некуда, надо искать способы борьбы со смогом. Не знала, что у вас такая ситуация. И как долго они горят? У нас смог обычно с ноября по март держится.
selkie_stories
Nov. 11th, 2015 07:49 pm (UTC)
Слава богу, торфяники горели периодами, а не постоянно, и не долго. Официально заявленная причина - очень сухое лето и весь сентябрь. Город был окутан дымом по 2-3-4 дня, а потом все ветром разгоняло. Начиная с августа такое случалось примерно раз в две недели. И вот все тут страдали во время этих нескольких дней, некоторые школы и дет сады даже закрывали. Представляю, какая бы паника началась, если бы такой дым постоянно висел над городом...
haikky
Nov. 12th, 2015 06:09 am (UTC)
Да, это тяжело. Когда-то, помнится, и в Москве такая ситуация была, тоже задыхались. Но в Кракове все осложняется тем, что это не пара дней раз в две недели, а почти весь осенне-зимне-весенний период.
anitesse
Nov. 11th, 2015 07:33 pm (UTC)
да, смог это неприятно очень
а насчет транспорта - я всегда комбинирую велосипед и транспорт, куда-то езжу на велике (в радиусе 25 минут) а дальше - на транспорте. И еще стараюсь себя дисциплинировать и в транспорте читать только книжки, тогда это время вполне оправдывается, тк другого регулярного и отдельного времени для времени мало
haikky
Nov. 12th, 2015 03:28 pm (UTC)
Поскольку я живу в центре города, то мне везде недалеко: и на учебу, и на работу, и на йогу. Максимум полчаса на велосипеде, так что я с удовольствием катаюсь, а на более длительные расстояния, например, в гости или в какой-нибудь Ашан езжу на общественном транспорте. Но в связи со смогом пришлось бросить велосипед, не хочу травиться:( Хотя вот последние дни посвежее стало, снова стала ездить на нем хотя бы на работу:)
studcs
Nov. 11th, 2015 07:47 pm (UTC)

Ого, как все серьезно и грустно. Не подумала бы, что в таком чудесном городе может быть смог( Пусть это как-то разрешится.

haikky
Nov. 12th, 2015 03:29 pm (UTC)
И я не думала:) Надеюсь, что власти города что-нибудь придумают, хотя они все время что-нибудь придумывают, а лучше не становится:(
_lulilu_
Nov. 13th, 2015 08:40 am (UTC)
наконец-то дошли руки прочитать пост про смог. по-моему, это весомая экологическая проблема, чтобы начать ее как-то решать на государственном уровне. мне верится, поляки трезвее россиян в вопросах ценности человеческой жизни.
haikky
Nov. 13th, 2015 07:59 pm (UTC)

Да вроде решают ее не первый год да все решить не могут:( не знаю: то ли плохо стараются, то ли это действительно слишком трудно - избавить город от смога.

( 22 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com