?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До того момента, как я стала мамой, я успела выучиться на детского психолога и Монтессори-педагога и проработать по профессии больше десяти лет. Так что опыт общения с детьми был большой и разнообразный, а желание воспитывать дочь «по-Монтессори» сильное. Однако, получив на руки живого и настоящего ребенка, мне очень захотелось довериться своей женской интуиции и материнскому сердцу, чтобы понять, насколько метод  Монтессри работает в семье, с близким взрослым. Я много наблюдала за дочерью, старалась не насаждать ей свои представления о жизни, слушать и слышать те сигналы, которые она мне подает. Именно поэтому я могу сказать, что стала Монтессори-мамой с самого появления в моей жизни малышки – семена знаний и умений были засеяны уже давно. С появлением собственного ребенка у меня была возможность понаблюдать, как они прорастут.

Всякий раз, когда кто-то из знакомых узнавал о том, что я учитель Монтессори, меня начинали расспрашивать о том, в какие игрушки и как играет дочка, как выглядит ее комната, где я покупаю для нее книжки. Многие из них сами интересовались методом Монтессори, поэтому считали, что, если у их ребенка в наличии имеются только деревянные игрушки, то они воспитывают ребенка по Монтессори. Мне было сложно объяснить им, что для меня воспитание по-Монтессори - это не игрушки, книжки и мебель, а нечто большее. Что-то более глубокое, выходящее за пределы покупок. Это что-то сродни мировоззрению. Это находится где-то внутри, в сердце, и это именно то, что, на мой взгляд, наполняет и деревянные игрушки, и низкую мебель, и разумные, спокойные книжки для детей смыслом.  В этой статье мне захотелось собрать воедино  все части этого целого и поделиться с вами тем, что я думаю на тему воспитание по-Монтессори.


  1. Разум ребенка.Наверно, начнем с того, что важно понимать, что ребенок с самого момента своего рождения – разумное существо. Он умеет наблюдать, выражать свои потребности, он способен делать выводы и постоянно учится. Это не «чистая доска», на которой взрослый может написать что угодно. Это самостоятельный, отдельный человек в маленьком теле, обладающим огромным потенциалом. Именно поэтому с самого начала достоин уважения и поддержки, так же как и мы все, вне зависимости от возраста.

  2. Второй пункт вытекает из первого – это доверие к ребенку. Доверие его внутреннему учителю, к его впитывающему разуму, к его инстинкту самосохранения, к его потребности в развитии и постоянном движении вперед.  Доверяя ребенку, мы уважаем его самостоятельность и активность. Мы не стремимся чрезмерно опекать его. Мы рядом тогда, когда мы нужны. Но мы даем свободу и разрешаем внутреннему учителю, находящемуся в каждом ребенке, вести его и строить самого себя.

  3. Ценность самостоятельности.Работая долгое время с детьми в детском саду, я научилась огромному уважению к детям и к их активности. Наблюдая, как они созидают себя, я поняла, что самостоятельность и независимость от взрослого – это огромная инвестиция в развитие ребенка. Наверно, ничто так сильно не развивает личность ребенка, как самостоятельные действия. Именно поэтому я позволяю дочке каждый день делать самостоятельные открытия, не вмешиваясь в то, что она может делать сама. Видя, как важно для нее даже самое маленькое самостоятельное действие, я посвящаю свое время, силы и энергию на то, чтобы обеспечить ей условия для независимости от взрослого. Каждый раз, добиваясь хотя бы маленького успеха самостоятельно, она расцветает, и это для меня огромная радость. Самостоятельность - одно из ключевых понятий в педагогике Марии Монтессори, и важно помнить о том, что начинается она не с трех или семи лет, а с первых месяцев жизни, когда ребенок проявляет желание сделать самостоятельный выбор (например, дотянуться до игрушки, которая ему понравилась, самому слезть с низкой кроватки/матраса, подползти к тому предмету, который его интересует – все это созидает ребенка, придает ему уверенность в своих силах и радость от открывания мира. Разрешая детям действовать самостоятельно, мы не только инвестируем в их развитие, но и помогаем им быть более уверенными в себе и активными, что в будущем тоже будет для них важно и необходимо.

  4. Развитие руки и мозга.Мария Монтессори писала о том, что мозг ребенка развивается через руку, поэтому очень важно разрешать детям трогать, собирать, доставать, ощупывать, вкладывать, перебирать те предметы, которые они видят в своем окружении. Достаточно часто родителя ограничивают активность ребенка только игрушками, отнимая у ребенка пищу для развития, поскольку самое важное и самое интересное для ребенка находится именно в этих вещах. Чем больше у малыша имеется сенсорного и тактильного опыта, тем лучше питается, а, значит, развивается его мозг. Конечно, мы ограничиваем активность ребенка в пределах разумного, обеспечивая его безопасность, но все остальные вещи и предметы из окружения, могут стать для ребенка самыми лучшими игрушками.

  5. Уважение к личности ребенка.Каким бы не был ребенок, он прежде всего человек – отдельная личность, со своими потребностями, желаниями, особенностями и предназначением. Уважение к его личности одно из самых важных составляющих  воспитания по Монтессори. Очень часто взрослые об этом забывают, пытаясь загнать ребенка в рамки своих представлений о том, каким он должен быть, каким они хотят его видеть. Это приводит не только к деформации личности самого ребенка, но и к разрушению взаимоотношений с близким взрослым. Монтессори учит нас принятию и пониманию, а также уважению к личности маленького человека.  Очень сложно бывает родителям считаться с мнением и желаниями малыша, но это все-таки очень важно делать – уважая ребенка, мы учим его уважению к другим и помогаем ему почувствовать себя важным и достойным уважения. Не всегда это легко, не всегда это возможно, но, думаю, стоит идти в этом направлении, выстраивая уважительные отношения с ребенком с самого начала.

  6. Роль взрослого.Именно в Монтессори -педагогике роль взрослого особенная. Он наблюдатель, слуга ребенка. Наблюдая за ребенком, мы учимся понимать его. Наблюдение – это инструмент, который помогает нам содействовать развитию ребенка, помогать ему расти, создавать себя, обретать независимость.  Только наблюдая, мы можем понять, на каком этапе развития находится ребенок, что ему важно и интересно в данный момент, почему он ведет себя так, а не иначе. В повседневной жизни я постоянно наблюдаю за дочкой, и все те игрушки и материалы, которые я ей предлагаю, основываются на этих наблюдениях, поскольку только при таком подходе у меня есть шанс попасть в точку и дать ей то, в чем она нуждается. Я наблюдаю, готова ли она к небольшим самостоятельным действиям, предлагая ей попробовать, показываю ей возможные варианты и реагирую на то, что она мне демонстрирует в ответ. У меня нет четкого плана ее развития, я никогда не знаю, когда она сядет на горшок или научится есть ложкой, я предлагаю ей и наблюдаю, что будет дальше, не оценивая ее поведения и не ожидая быстрого результата. В конце концов, она научится всему, но мне бы хотелось, чтобы делала она это с удовольствием.

  7. Совместная деятельность. Очень часто Марию Монтессори обвиняют в том, что она забрала у детей детство, запретив игрушки и дав им в руки предметы повседневной жизни, но, если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что гораздо больше, чем игрушки им интересны реальные предметы и совместная деятельность со взрослым. Никакие музыкальные и интерактивные игрушки не сравнятся со стиркой белья, мытьем посуды, уборкой и приготовлением пищи. Поэтому важно по мере возможностей включать ребенка в повседневные дела, позволять ему участвовать или хотя бы наблюдать, что делает мама. Иногда это бывает непросто, так как ребенок больше мешает, чем помогает, но с чего-то надо начинать, потихоньку помогая освоить ребенку привычные для нас действия. Тогда малыш достаточно быстро станет нашим помощником в домашних делах, а это большая радость для всей семьи. Важно и нужно организовывать пространство кухни, ванной комнаты, спальни так, чтобы у ребенка была возможность участвовать в повседневных делах.

  8. Поощрения и наказания.Поколение наших родителей не представляют воспитания ребенка без наказаний и поощрений. Очень часто именно из их уст можно услышать оценки поведения ребенка, а часто его его самого (послушный/непослушный, хороший/плохой), что, конечно, не самым лучшим образом сказывается на формировании личности ребенка.  Наша задача не оценивать ребенка и его поведение, а научить его функционировать во взрослом мире, помочь ему обрести самостоятельность и почувствовать себя уверенно. Именно поэтому в повседневной жизни важно отказываться от наказаний и поощрений, вместо этого давая ребенку обратную связь – мы так не делаем, это опасно, ты все сделал правильно, у тебя получилось и т.д. Такие высказывания помогают ребенку понять границы, в которых мы существуем, но не унижают его личность. Для ребенка важно уметь оценить себя самому и почувствовать удовлетворение/неудовлетворение от сделанного самостоятельно дела. Оценивая ребенка, мы забираем у него такую возможность.

  9. Наблюдение– самый важный метод в педагогике М. Монтессори. Именно он позволяет нам лучше понять ребенка и создать для него такую среду, в которой он сможет найти то, что нужно ему для развития. Чтобы уметь наблюдать ребенка, важно занять пассивную позицию, снять с головы «корону взрослого» и присесть на корточки, чтобы понаблюдать, как ваш малыш видит мир и что его интересует. Наблюдению ребенка помогает совместная деятельность, свободная активность, прогулки. Важно тут не вмешиваться в то, что делает ребенок, если это не угрожает безопасности самого ребенка или его окружения, а просто быть рядом, отдавая инициативу ребенку, разрешая ему быть ведущим. Думаю, каждый из нас, наблюдая за ребенком, сделает огромное количество открытий, поэтому это так важно и нужно практиковать наблюдение в повседневной жизни.

  10. Ну и напоследок хочется сказать, что, наверно, у нас не всегда получится быть идеальными Монтессори-родителями. И это тоже жизнь, эта наша усталость и наши жизненные трудности. Не стоит ругать себя, если что-то не получилось. Не стоит оценивать, сравнивать себя с другими. Наверно, важнее всего направление, которое мы выбираем и по которому стараемся двигаться вперед вместе с ребенком, а не на 100% идеальная среда дома и постоянное включенность мамы в свои обязанности. Ребенок – это часть нашей жизни.Он постоянно наблюдает нас, он учится от нас всему, впитывая, как губка то, что мы ему предлагаем. Поэтому важно помнить английскую пословицу  «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя»

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
thinyamara
Apr. 27th, 2018 08:58 am (UTC)
Как здорово. Это та большая статья, которую ты собиралась написать, так? 
У меня с телефона не делается репост, зайду с компа, унесу к себе. 
Тут видно как раз, из твоего текста, что все методики сходятся в одно, когда в их основе и центре - ребенок, как автор, субъект, а не как объект. 

Я бы добавила, в п4, что там не только руки, а еще ноги, рот и все тело ))
haikky
Apr. 27th, 2018 02:14 pm (UTC)

Да, я долго ее писала буквально по кусочкам, но в конце концов она все-таки выросла в полноценный текст.


Ребенок, как маленький человек, не как пластилин в руках взрослого. Меня всегда такое отношение к детям ужасало и ужасает.

ryzhaya_stana
Apr. 27th, 2018 10:33 am (UTC)
прекрасный пост, Оля! готов для печати в хорошем журнале)
Я не мама, но было очень интересно и познавательно читать. Со всем согласна.
Посоветуй, пожалуйста, что-то почитать на тему Монтессори. Первым делом, наверное, книги автора методики, ММ, да? А что-нибудь из современного?
haikky
Apr. 27th, 2018 02:17 pm (UTC)

Спасибо! Его опубликуют в журнале о педагогике Монтессори летом 😊


А что почитать, даже не знаю. Я сейчас совсем отстала от русскоязычных изданий, но издается сейчас много, гораздо больше, чем тогда, когда я еще жила в Москве. Книги самой Магии Монтессори не советую, они написаны очень сложным языком. Она была ученым, так что писала не для простых людей 😊 а вот, например, книга "Чудо Монтессори" написана более простым языком и вполне понятна широкому кругу читателей.

leka_yurevna
Apr. 27th, 2018 10:55 am (UTC)
Спасибо, что поделились своим опытом. Это ценно.
Поняла, что многое делаю схоже, но есть и моменты, которые провисают. Нет, пока малыш еще крохотный, легче отказываться от принципа наказаний и поощрений. Но вот уже со школьного возраста это уже гораздо труднее. Хотя и все верно. Часто оно даже не работает. Но та модель, что была нами впитана от родителей, вдруг прорастает. Приходится уже себя контролировать и следить за собственным поведением и словами :)
haikky
Apr. 27th, 2018 02:19 pm (UTC)

Да, согласна. Чем старше становится ребенок, тем сложнее договариваться, сотрудничать, а не давить авторитетом и заставлять. У меня вот наоборот работает принцип "от противного": когда я ловлю себя на том, что делаю как моя мама, то меня как ушатом холодной воды окатывает - не хочу так. Хочу по-другому и учусь по-другому.

irinalk89
Apr. 27th, 2018 11:34 am (UTC)
Оля, скажите, пожалуйста, как ваша дочка растет в двуязычной среде и как, с точки зрения Монтессори-педагогики, можно помочь ребенку развить речь?
haikky
Apr. 27th, 2018 02:21 pm (UTC)

Не знаю, как будет дальше, но сейчас Ханя понимает в двух языках. Я в основном говорю с ней по-русски, папа по-польски. Исходя из того, что ребенок обладает впитывающим разумом, он естественным образом усваивает те языки, которые слышит вокруг себя.

anninkaignatova
Apr. 27th, 2018 04:42 pm (UTC)
Оля, какой чудесный, полный полезного и нужного, текст! Спасибо, что поделилась. Для меня воспитание по Монтессори стало как бы само собой разумеющимся: это один, на мой взгляд, из самых здравых подходов к нормальному воспитанию ребенка. У нас, кстати, под боком оказался монтессори-центр: планирую с осени туда водить Марусю на занятия пару раз в неделю)
haikky
Apr. 30th, 2018 07:19 pm (UTC)

Спасибо за отклик! Мне так приятно! И приятно, что мы на одной волне 😊 повезло вам, у нас таких центров совсем нет: либо ясельки, либо детский сад. А жаль!

dasha_pol
Apr. 28th, 2018 08:37 pm (UTC)
Оля , замечательная статья! Очень близко все!
haikky
Apr. 30th, 2018 07:19 pm (UTC)

Я так рада, спасибо!

crazy_koha
May. 8th, 2018 06:26 pm (UTC)
Отложила ваш пост, чтобы прочитать.) С новеньким младенцем не быстро получилось, а отвечаю еще позже.
Вы здорово написали. Мне кажется, иногда можно за презентациями потерять суть. По крайней мере, со мной это иногда происходит по неопытности.
Подскажите, пожалуйста, может быть вы знаете ресурсы, где можно считать о развитии малыша до трёх лет в ключе Монтессори педагогики?
haikky
May. 16th, 2018 06:34 pm (UTC)

Все придет с опытом 😊 презентации - это не самое главное, уж поверьте на слово. Рада, если статья вдохновил на более глубокое общение с детьми.


Очень рекомендую сайт Монтессори.дети, там море полезной информации по всем возрастам!



Edited at 2018-05-16 06:35 pm (UTC)
crazy_koha
May. 18th, 2018 08:16 am (UTC)
Cпасибо большое за ссылку.
falter_assel
May. 15th, 2018 06:47 am (UTC)
И почему у меня раньше не возникал вопрос: "Оля, ты так часто упоминаешь метод Монтессори. Расскажи о нём подробнее!"?
Спасибо, что поделилась. Было интересно почитать. Особенность про самостоятельность)

haikky
May. 16th, 2018 06:35 pm (UTC)

Я рада 😊 спасибо, что читаешь!

( 17 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com