мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

Как быть Монтессори-мамой

До того момента, как я стала мамой, я успела выучиться на детского психолога и Монтессори-педагога и проработать по профессии больше десяти лет. Так что опыт общения с детьми был большой и разнообразный, а желание воспитывать дочь «по-Монтессори» сильное. Однако, получив на руки живого и настоящего ребенка, мне очень захотелось довериться своей женской интуиции и материнскому сердцу, чтобы понять, насколько метод  Монтессри работает в семье, с близким взрослым. Я много наблюдала за дочерью, старалась не насаждать ей свои представления о жизни, слушать и слышать те сигналы, которые она мне подает. Именно поэтому я могу сказать, что стала Монтессори-мамой с самого появления в моей жизни малышки – семена знаний и умений были засеяны уже давно. С появлением собственного ребенка у меня была возможность понаблюдать, как они прорастут.

Всякий раз, когда кто-то из знакомых узнавал о том, что я учитель Монтессори, меня начинали расспрашивать о том, в какие игрушки и как играет дочка, как выглядит ее комната, где я покупаю для нее книжки. Многие из них сами интересовались методом Монтессори, поэтому считали, что, если у их ребенка в наличии имеются только деревянные игрушки, то они воспитывают ребенка по Монтессори. Мне было сложно объяснить им, что для меня воспитание по-Монтессори - это не игрушки, книжки и мебель, а нечто большее. Что-то более глубокое, выходящее за пределы покупок. Это что-то сродни мировоззрению. Это находится где-то внутри, в сердце, и это именно то, что, на мой взгляд, наполняет и деревянные игрушки, и низкую мебель, и разумные, спокойные книжки для детей смыслом.  В этой статье мне захотелось собрать воедино  все части этого целого и поделиться с вами тем, что я думаю на тему воспитание по-Монтессори.


  1. Разум ребенка.Наверно, начнем с того, что важно понимать, что ребенок с самого момента своего рождения – разумное существо. Он умеет наблюдать, выражать свои потребности, он способен делать выводы и постоянно учится. Это не «чистая доска», на которой взрослый может написать что угодно. Это самостоятельный, отдельный человек в маленьком теле, обладающим огромным потенциалом. Именно поэтому с самого начала достоин уважения и поддержки, так же как и мы все, вне зависимости от возраста.

  2. Второй пункт вытекает из первого – это доверие к ребенку. Доверие его внутреннему учителю, к его впитывающему разуму, к его инстинкту самосохранения, к его потребности в развитии и постоянном движении вперед.  Доверяя ребенку, мы уважаем его самостоятельность и активность. Мы не стремимся чрезмерно опекать его. Мы рядом тогда, когда мы нужны. Но мы даем свободу и разрешаем внутреннему учителю, находящемуся в каждом ребенке, вести его и строить самого себя.

  3. Ценность самостоятельности.Работая долгое время с детьми в детском саду, я научилась огромному уважению к детям и к их активности. Наблюдая, как они созидают себя, я поняла, что самостоятельность и независимость от взрослого – это огромная инвестиция в развитие ребенка. Наверно, ничто так сильно не развивает личность ребенка, как самостоятельные действия. Именно поэтому я позволяю дочке каждый день делать самостоятельные открытия, не вмешиваясь в то, что она может делать сама. Видя, как важно для нее даже самое маленькое самостоятельное действие, я посвящаю свое время, силы и энергию на то, чтобы обеспечить ей условия для независимости от взрослого. Каждый раз, добиваясь хотя бы маленького успеха самостоятельно, она расцветает, и это для меня огромная радость. Самостоятельность - одно из ключевых понятий в педагогике Марии Монтессори, и важно помнить о том, что начинается она не с трех или семи лет, а с первых месяцев жизни, когда ребенок проявляет желание сделать самостоятельный выбор (например, дотянуться до игрушки, которая ему понравилась, самому слезть с низкой кроватки/матраса, подползти к тому предмету, который его интересует – все это созидает ребенка, придает ему уверенность в своих силах и радость от открывания мира. Разрешая детям действовать самостоятельно, мы не только инвестируем в их развитие, но и помогаем им быть более уверенными в себе и активными, что в будущем тоже будет для них важно и необходимо.

  4. Развитие руки и мозга.Мария Монтессори писала о том, что мозг ребенка развивается через руку, поэтому очень важно разрешать детям трогать, собирать, доставать, ощупывать, вкладывать, перебирать те предметы, которые они видят в своем окружении. Достаточно часто родителя ограничивают активность ребенка только игрушками, отнимая у ребенка пищу для развития, поскольку самое важное и самое интересное для ребенка находится именно в этих вещах. Чем больше у малыша имеется сенсорного и тактильного опыта, тем лучше питается, а, значит, развивается его мозг. Конечно, мы ограничиваем активность ребенка в пределах разумного, обеспечивая его безопасность, но все остальные вещи и предметы из окружения, могут стать для ребенка самыми лучшими игрушками.

  5. Уважение к личности ребенка.Каким бы не был ребенок, он прежде всего человек – отдельная личность, со своими потребностями, желаниями, особенностями и предназначением. Уважение к его личности одно из самых важных составляющих  воспитания по Монтессори. Очень часто взрослые об этом забывают, пытаясь загнать ребенка в рамки своих представлений о том, каким он должен быть, каким они хотят его видеть. Это приводит не только к деформации личности самого ребенка, но и к разрушению взаимоотношений с близким взрослым. Монтессори учит нас принятию и пониманию, а также уважению к личности маленького человека.  Очень сложно бывает родителям считаться с мнением и желаниями малыша, но это все-таки очень важно делать – уважая ребенка, мы учим его уважению к другим и помогаем ему почувствовать себя важным и достойным уважения. Не всегда это легко, не всегда это возможно, но, думаю, стоит идти в этом направлении, выстраивая уважительные отношения с ребенком с самого начала.

  6. Роль взрослого.Именно в Монтессори -педагогике роль взрослого особенная. Он наблюдатель, слуга ребенка. Наблюдая за ребенком, мы учимся понимать его. Наблюдение – это инструмент, который помогает нам содействовать развитию ребенка, помогать ему расти, создавать себя, обретать независимость.  Только наблюдая, мы можем понять, на каком этапе развития находится ребенок, что ему важно и интересно в данный момент, почему он ведет себя так, а не иначе. В повседневной жизни я постоянно наблюдаю за дочкой, и все те игрушки и материалы, которые я ей предлагаю, основываются на этих наблюдениях, поскольку только при таком подходе у меня есть шанс попасть в точку и дать ей то, в чем она нуждается. Я наблюдаю, готова ли она к небольшим самостоятельным действиям, предлагая ей попробовать, показываю ей возможные варианты и реагирую на то, что она мне демонстрирует в ответ. У меня нет четкого плана ее развития, я никогда не знаю, когда она сядет на горшок или научится есть ложкой, я предлагаю ей и наблюдаю, что будет дальше, не оценивая ее поведения и не ожидая быстрого результата. В конце концов, она научится всему, но мне бы хотелось, чтобы делала она это с удовольствием.

  7. Совместная деятельность. Очень часто Марию Монтессори обвиняют в том, что она забрала у детей детство, запретив игрушки и дав им в руки предметы повседневной жизни, но, если вы понаблюдаете за детьми, то увидите, что гораздо больше, чем игрушки им интересны реальные предметы и совместная деятельность со взрослым. Никакие музыкальные и интерактивные игрушки не сравнятся со стиркой белья, мытьем посуды, уборкой и приготовлением пищи. Поэтому важно по мере возможностей включать ребенка в повседневные дела, позволять ему участвовать или хотя бы наблюдать, что делает мама. Иногда это бывает непросто, так как ребенок больше мешает, чем помогает, но с чего-то надо начинать, потихоньку помогая освоить ребенку привычные для нас действия. Тогда малыш достаточно быстро станет нашим помощником в домашних делах, а это большая радость для всей семьи. Важно и нужно организовывать пространство кухни, ванной комнаты, спальни так, чтобы у ребенка была возможность участвовать в повседневных делах.

  8. Поощрения и наказания.Поколение наших родителей не представляют воспитания ребенка без наказаний и поощрений. Очень часто именно из их уст можно услышать оценки поведения ребенка, а часто его его самого (послушный/непослушный, хороший/плохой), что, конечно, не самым лучшим образом сказывается на формировании личности ребенка.  Наша задача не оценивать ребенка и его поведение, а научить его функционировать во взрослом мире, помочь ему обрести самостоятельность и почувствовать себя уверенно. Именно поэтому в повседневной жизни важно отказываться от наказаний и поощрений, вместо этого давая ребенку обратную связь – мы так не делаем, это опасно, ты все сделал правильно, у тебя получилось и т.д. Такие высказывания помогают ребенку понять границы, в которых мы существуем, но не унижают его личность. Для ребенка важно уметь оценить себя самому и почувствовать удовлетворение/неудовлетворение от сделанного самостоятельно дела. Оценивая ребенка, мы забираем у него такую возможность.

  9. Наблюдение– самый важный метод в педагогике М. Монтессори. Именно он позволяет нам лучше понять ребенка и создать для него такую среду, в которой он сможет найти то, что нужно ему для развития. Чтобы уметь наблюдать ребенка, важно занять пассивную позицию, снять с головы «корону взрослого» и присесть на корточки, чтобы понаблюдать, как ваш малыш видит мир и что его интересует. Наблюдению ребенка помогает совместная деятельность, свободная активность, прогулки. Важно тут не вмешиваться в то, что делает ребенок, если это не угрожает безопасности самого ребенка или его окружения, а просто быть рядом, отдавая инициативу ребенку, разрешая ему быть ведущим. Думаю, каждый из нас, наблюдая за ребенком, сделает огромное количество открытий, поэтому это так важно и нужно практиковать наблюдение в повседневной жизни.

  10. Ну и напоследок хочется сказать, что, наверно, у нас не всегда получится быть идеальными Монтессори-родителями. И это тоже жизнь, эта наша усталость и наши жизненные трудности. Не стоит ругать себя, если что-то не получилось. Не стоит оценивать, сравнивать себя с другими. Наверно, важнее всего направление, которое мы выбираем и по которому стараемся двигаться вперед вместе с ребенком, а не на 100% идеальная среда дома и постоянное включенность мамы в свои обязанности. Ребенок – это часть нашей жизни.Он постоянно наблюдает нас, он учится от нас всему, впитывая, как губка то, что мы ему предлагаем. Поэтому важно помнить английскую пословицу  «Не надо воспитывать ребенка, он все равно будет похож на вас. Воспитывайте себя»

Tags: kochana hania, монтессори
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments