мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

Ребенок и взрослый. Две формы мышления.

Уже в ранних работах Монтессори подчеркивала различия в природе ребенка и взрослого, а в последующих трудах развивала эту тему. Это позволило ей утверждать: «Есть две формы жизни: жизнь взрослого и жизнь ребенка, обе очень отличны, прямо противоположны».

Отличия, которые она заметила, можно разделить на три группы:
1.Различия в уровне развития. Эти различия очевидны и определяются тем, что взрослые уже сложившиеся люди, а ребенок нет. У взрослых вполне развиты органы чувств, произвольность движений и их координация, волевые качества. Они хорошо знакомы с окружающим миром и не нуждаются в ощупывании предметов. Дети же только развивают координации движений, поэтому им необходимо много двигаться. Дети хотят познакомиться с внешним миром, но их органы чувств еще недостаточно развиты, и им приходится постоянно ощупывать предметы. Пропорции тела у детей и взрослых тоже различны, поэтому для ребенка естественно ползать и растягиваться на полу, чтобы ему легче было удержать большую голову.
2.Различия в характере «работы». Монтессори отмечает: «Работа есть деятельность, не связанная ни с обучением, ни с желанием взрослого. Работа связывает детское существо с окружающей средой». Итак, характер работы ребенка и взрослого отличаются. Оба они действуют с предметами внешнего мира, однако цель работы взрослого находится извне, а у ребенка – внутри него самого. Взрослый сознательно преобразует мир с целью приспособления его для своих нужд. Ребенок действует зачастую бессознательно, его работа является проявлением природной потребности развития, и цель ее – в развитии разнообразных функций и построении собственной личности. Если взрослого интересует результат работы, по достижении которого он прекращает деятельность, то для ребенка важен сам процесс работы, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них. Если взрослый стремится достичь результата с минимальными затратами труда, то ребенок вкладывает максимальную энергию, казалось бы, в бессмысленную деятельность: он многократно моет уже чистые тарелки, трет уже до блеска вымытый стол, гладит глаженное белье и т.д. Ребенок, в отличие от взрослого, не устает от работы, но она увеличивает его энергию. Он не нуждается ни в поощрении, ни в наказании за нее, поскольку удовлетворяет при этом потребность роста.
3.Особые формы разума, особые потенции и законы развития, присущие только ребенку. Монтессори отмечает, что ребенок обладает другой формой разума, отличной от разума взрослого и названного ей «впитывающим мышлением». Ребенок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно. Мышление ребенка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно также как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение приобретает в этой связи предметная и социальная среда, окружающая ребенка. Взрослый должен создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы найти все необходимое и полезное для своего развития, получать богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
Tags: монтессори, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments