мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

Сенситивные периоды в развитии ребенка.

Понятие «сенситивные периоды» является у Монтессори одним из ключевых для представления процесса развития ребенка. Вот как характеризует Монтессори сенситивные периоды: « Речь идет о периодах особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. Они являются временными и служат лишь для того, чтобы дать возможность живому существу приобрести определенную способность. Как только это происходит, соответствующая чувствительность снова уменьшается. Так развивается каждая черта характера на основании некоторого импульса и в течение узкого ограниченного временного промежутка…На эти основополагающие стадии развития взрослый никак не может повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности действовать в соответствии с директивами своих периодов особой чувствительности, то он упустил удобный случай естественным образом приобрести определенную способность…»


Сенситивные периоды нужны для того, чтобы ребенок имел возможность развить определенные функции, приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они безвозвратны, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне соответствующего сенситивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или не достигнут вообще.
Будучи не в состоянии повлиять на начало их возникновения и длительность сенситивного периода извне, взрослый, тем не менее, должен знать о существовании этих периодов, наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания, предвидеть наступление соответствующего сенситивного периода и подготовить окружающую среду с теми средствами обучения, в которых ребенок нуждается в данный момент.
Сенситивные периоды являются универсальными, то есть возникают в процессе развития всех детей. Они также индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Но тем не менее, существую среднестатистические границы их возникновения и протекания:
- сенситивный период развития речи (0-6);
- сенситивный период развития порядка (0-3);
- сенситивный период сенсорного развития (0-5,5);
- сенситивный период восприятия мелких предметов (1,5-2,5);
- сенситивный период развития движений и действий (1-4);
- сенситивный период развития социальных навыков (2,5 – 6).
Tags: монтессори, цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments