мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Как говорить с детьми о смерти?

Оказывается, многих родителей волнует этот вопрос. Может и вас тоже?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет, интеллект ребенка бурно развивается, и, в первую очередь, абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях, как время и пространство, и, следовательно, понимает, что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

Страх смерти необходим. Он самым теснейшим образом связан с инстинктом самосохранения. И если раньше этот инстинкт был бессознательным и многие действия ребенка должен был контролировать родитель, то сейчас все меняется. Активизирующийся страх смерти заставляет ребенка задумываться о последствиях своих поступков. Страх смерти - защитный механизм, удерживающий от многих опасных вещей. Он выходит на передний план в том возрасте, когда ребенок становится все более самостоятельным и может совершать опасные поступки.
Страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам.
Лучше всего говорить о смерти, как о переходном состоянии, беря за основу различные явления природы. В качестве примера может быть такая история “жизни и смерти” ручейка: “Видишь этот маленький ручеек. Сейчас лето, очень жарко, и скоро он полностью высохнет, как бы умрет. Но на самом деле с ним происходит чудесное превращение из воды в пар: вода, которая испарилась под солнцем, превратилась в пар. Помнишь, мы видели, как пар после дождя подымался вверх? Там, в небе, пар собирается, становится холодно, и он превращается в грозовое облако, дарящее Земле воду в виде дождика. А капли дождя снова наполняют пересохший ручеек, и жизнь в нем продолжается!”.
Приняв мысль о том, что все в природе живет для того, чтобы радоваться самому и радовать других, а смерть — это как бы превращение в новое состояние, ребенку будет несомненно легче перенести смерть близких людей.

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно "зациклен" (застревает) на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка.
Совместное чтение сказок - это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки - это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка.
"Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?" об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. "Русалочка", "Ангел", "Девочка со спичками", "Красные башмачки", "Дочь болотного царя", "Девочка, наступившая на хлеб", "Кое-что", "Анне Лисбет" - в этих сказках затрагивается тема смерти.
Как рассказать о смерти
Первое, и самое важное правило: когда вы услышите вопрос о смерти, вы должны реагировать спокойно. Если ваша реакция будет негативной, то ребенок может замкнуться в себе, а его вопросы останутся без так нужных ему ответов.
Правило второе: разговаривайте с ребенком на его языке. Выражайтесь в понятных малышу словах. Не надо слишком пространных рассуждений. Лучше на каждый вопрос ответить 2–3 понятными фразами. Если ребенок удовлетвориться ответами, значит, ему пока достаточно. Если нет, то он задаст уточняющие вопросы (сразу или через некоторое время), на которые также должен получить ответы.
Правило третье: честность. Если ребенок спрашивает вас о смерти, значит, он внутренне готов узнать о том, что жизнь каждого человека (и его в том числе!) конечна. Более того, это знание ему в данный момент необходимо.
Ребенок обязательно задаст вам уточняющие вопросы: «А ты умрешь? А папа? А бабушка? А кот Васька? А… я?». На все эти вопросы надо отвечать честно: «Да, все мы когда-нибудь умрем, но это будет очень нескоро. Мы еще долго-долго будем вместе. Ты будешь расти, у тебя тоже будут детки, а я стану бабушкой, и буду нянчиться с внуками, и только когда стану совсем старенькой, я умру. А ты будешь дальше жить и умрешь совсем стареньким». Говоря так, вы задаете ребенку хорошую позитивную программу долгой жизни.
Ребенок спросит вас, от чего умирают люди. Здесь можно ответить, что люди в основном умирают в старости от болезней, которые бывают у пожилых людей. Это поддержит идею о том, что его кончина еще очень и очень далека. На первый раз это может удовлетворить ребенка, но наступит момент, когда он узнает, что умер кто-то молодой или даже его возраста. Тут нужно сказать, что это бывает очень редко, но нужно быть аккуратным, ходить к врачу, если что-то заболело и принимать лекарства, чтобы выздороветь.
Как ни в коем случае нельзя реагировать на вопросы о смерти:
1) Ни в коем случае не надо пугаться и начинать спрашивать, «а почему ты меня об этом спрашиваешь?». Реакция должна быть спокойная. Спросил — значит, дорос до этого.
2) Нельзя говорить неправду. «Ты не умрешь, я не умру, и т.д.», — это вранье. Слова не убедят ребенка. Если вы пообещаете ему, что он и его родные не умрут, а через некоторое время произойдет несчастье, то это будет для ребенка еще большим шоком: горе, увеличенное осознанием того, что его обманули.
3) Нельзя обещать ребенку, что он «умрет, только если захочет». Ни один человек, находясь в здравом рассудке, этого не захочет. Также не стоит обещать, что он сможет придумать лекарство от смерти. Однако если ребенок сам додумался до этого, не надо его переубеждать. Надо уточнить, что это будет лекарство не от смерти, а продляющее жизнь.
4) При определении смерти нельзя пользоваться расхожими фразами-шаблонами, такими как: «ушел от нас», «заснул вечным сном». В этих случаях у ребенка могут появиться страх расставания с родными («а вдруг они не вернутся?») и боязнь засыпания, которая может серьезно нарушить сон.
В сюжетных играх дети иногда затрагивают тему смерти. Например, девочки могут играть в похороны куклы, а мальчики в «смерть в бою». Как бы то ни было, не прерывайте этих игр. Помните, что любое переживание ребенок должен «отыграть», причем не один раз. Только так психика ищет выход для внутренней тревоги. Вы можете включиться в игру, чтобы показать, как «правильно» люди ведут себя на похоронах (плачут, скорбят). Конечно, эмоционально это очень тяжелая игра, но, если ребенок ее затеял, значит, она ему необходима.
Tags: не мои дети, пси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments