· Помещение – ребенку необходимо свое рабочее место, в котором он был бы действительно хозяином: мог бы без посторонней помощи что-то достать или убрать на место, знал, где что находится и что с этим можно сделать. Полки с детскими вещами должны располагаться низко, быть открытыми или легко открывающимися. Помещение не должно быть перегружено вещами, вещи должны быть функциональными и красивыми.
· Вещи – в организации пространства нужна система: вещи, служащие одной цели должны храниться вместе. Могут быть отдельные зоны: для рисования, для игры, для подвижных игр. Хорошо, если ребенок сам может достать все, что ему нужно и потом сложить все обратно. Вещи должны быть многофункциональными, универсальными и предоставлять ребенку свободу действий. Количество вещей не должно быть слишком большим. Лучше что-то убирать на время, а потом доставать снова. Вещи должны отвечать возможностям ребенка и не быть для него слишком сложными.
· Было бы здорово, если бы у ребенка была возможность выбирать себе парнеров по игре – родителей, бабушек, братьев и сестер. Ребенку очень нужны внимание и интерес старших, но при это важно не переусердствовать. Прекрасно, когда есть возможность пригласить других детей – более младших или старших.
· Особое значение для развития личности ребенка играет живая природа – растения, животные. Наблюдая за ними, ребенок учится терпению и ожиданию. Ухаживая за ними, ребенок учится ответственности.