мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

иволгинский дацан

Иволгинский дацан - наверно, самая известная в Бурятии и в России буддийская святыня. Известен он, в основном, благодаря нетленному телу Хамбо Ламы Итигэлова , который вот уже 83 года остается в позе медитации и проявляет даже некоторые признаки жизни. Феномен Итигэлова привлекает в Иволгинский Дацан множество ученых, паломников, верующих...

Иволгинский дацан был открыт в 1945 году. Здесь находится резиденция Пандито Хамбо ламы, главы буддистов России. При дацане открыт Буддийский Университет, где ведется обучение хувараков-послушников. Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова. Кроме этого, на территории монастыря располагаются учебные корпуса Университета, священные ступы-субурганы, гостиница для гостей, музей памятников буддийского искусства, различные служебные помещения и дома лам.




Чойра-дуган - храм буддийской философии.
 


Дворец Пандито Хамбо Ламы Дорджо Итигэлова. Туда пускают только высокопоставленных и известных людей или тех, у кого есть много денег. Простые смертные могут увидеть нетленное тело Итигэлова несколько раз в году во время общих молебнов, когда его выносят в главный храм. Мне не удалось побывать на таком молебне, он был на следующий день после моего отьезда:) Но зато я видела, как туда заходила целая  группа политических деятелей из Монголии. 


Крупнейший из дуганов Цорчен дуган. Это соборный храм для общего собрания лам-священнослужителей.


 Жуд дуган - тантрический храм, где проводятся ритуальные практики сокровенных тайных Учений. Мне он понравился больше всего:)
 

Деревянный Майдари-Сумэ - храм, посвященный грядущему Будде Майдари, который должен прийти во времена "великого упадка" для возрождения Учения и нравственности.
 
Маанин дуган - храм, посвященный Будде Авалокитешваре, бодхисаттве мудрости и сострадания. В нем обычно проводится "маанин Шога" - трехдневное затворничество-медитация на божество Арьябаала.
 

На территории Иволгинского дацана находится много молитвенных барабанчиков и ступ, можно встретить разгуливающих по территории буддийских монахов и поесть в монашеской столовой.
На территории Иволгинского Дацана принято соблюдать четыре обязательных действия:
1. Простирание - перед входом в дууганы и перед Дворцом Пандито Хамбо Ламы Даши Дорджо Итигэлова желательно совершить простирания три раза. Этим вы подавляете в себе гордыню.
2. Подношение - войдя в храм, совершите подношение в любой доступной для вас форме (деньгами, напитками, едой). Ценность и размер подношения не имеет значения, важна мотивация, с который вы совершаете это действие, подавляя в себе скупость.
3. Восхваление - к примеру, можно вслух или про себя прочитать восхваление Пандито Ламы Даши Дорджо Итигэлова:
Поклоняюсь к стопам Хамбо Ламы Итигэлова
Раскрывшему Вселенную прекрасного Тела
Умиротворяещему мой ум прекрасными Речами
Овладевшему глубоким Сознанием, подобным Алмазу!
4. Совершение гороо, т.е. обход и поклонение всем святыням на территории дацана. Во время совершения обхода следует начитывать мантры и крутить хурдэ (молитвенные барабаны). Этим действием вы освобождаетесь от негатива, подавляете в себе разрозненные мысли, умиротворяете свой ум, подготавливая себя к достойному вхождению в храм. Гороо желательно совершать в одиночестве.
 
 
 
  
 


А это известная всем буддистам мантра, написанная на горе. Произношение у нее по-бурятски достаточно забавное:)


Если говорить о моих личных ощущениях от Иволгинского дацана, то они не очень светлые. Ощущение сильной религиозной организации и, простите за слово, церковности. "Туда не ходи", "Стой так", "Руки держи так", "Поклонись" и т.п. слышалось из каждого угла. Очень напоминало поход в церковь. Мне такие вот ограничения и церемониалы, при всем уважении в буддизму как религии, давно уже не свойственны, поэтому было достаточно трудно сохранять ощущение благости происходящего. Очень четкие внешние рамки, которые необходимо соблюдать, с практически полным отсутствием понимания самого Учения. Со многими пришедшими в храм верующими я пыталась разговаривать о Дхарме, но они не могли ответить на самые простые вопросы об основах Учения Будды, чем поразили меня до глубины души. В храм их влечет исключительно традиция и желание благополучной мирской жизни для себя и своих близких. Заплатил денежку монаху, а он помолится за тебя и твои проблемы. Что-то очень знакомое, но имеющее так мало общего с Дхармой...

Tags: бурятия, путешествования, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments