мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

сущность воспитания по монтессори

В трудах М. Монтессори термины «воспитание» и «развитие» встречаются повсеместно. Она отделяет «традиционную» трактовку воспитания, как жесткого авторитарного воздействия на ребенка – нежное и удивительное чудо творения – от новой, основанной на понимании ею природы ребенка. Природа ребенка обсуждается ею во всех без исключения работах, именно ребенок с его внутренним созидательным потенциалом оказывается в центре ее педагогической теории и практики.

Цель жизни и работы ребенка – в нем самом, в построении собственной личности, исходя из своего внутреннего потенциала. Источник развития находится в самом ребенке, воля Создателя побуждает его к развитию. Каковы же в этой связи задачи взрослого? Именно взрослый должен способствовать созданию гармоничных отношений с ребенком. Ему следует уважительно и с пониманием относится к ребенку. Однако основная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребенок берет «строительный материал» для самосозидания. Под воспитанием М. Монтессори понимает помощь психическому развитию ребенка с самого рождения.

Самое большое научное открытие Марии Монтессори состояло в открытии потребности ребенка в практической и психической деятельности, не меньшей, чем потребность его в движении. Его обучение не может направляться, однако, шаг за шагом взрослым человеком, ибо не взрослый, а сама природа определяет в нем различные способности, соответствующие возрасту.

Поэтому, согласно методу Монтессори, не взрослый указывает ребенку, что именно он должен делать, но сам ребенок выбирает материал своей активности и делает с ним то, что «ему велит его внутренний творческий дух». Взрослый научается новому искусству: вместо того, чтобы навязывать ребенку сведения, он служит ребенку и направляет его в окружающей его среде к тем предметам, которые соответствуют внутренним потребностям ребенка, свойственным его возрасту.

И так, как не может быть умственного развития без упражнения, ни упражнения без внешнего материала, на котором можно упражняться, то необходимо среду, окружающую ребенка, обставить средствами развития и предоставить ребенку свободу самому развиваться при их помощи. Тогда ребенок сам произведет свой выбор и проделает с учебным материалом как раз те упражнения, которых шаг за шагом требует его внутреннее развитие.

Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста. Руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют даже самую трудную работу. Требуется только одно: предоставить ребенка себе самому, не препятствовать ему в его выборе и его самостоятельной работе.

Tags: монтессори
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments