мои сны (haikky) wrote,
мои сны
haikky

Category:

наши правила

У многих родителей метод Монтессори ассоциируется с полнейшей вседозволенностью. Однако это совсем не так: у нас в группе есть достаточно много правил, помогающих детям и взрослым соблюдать порядок в окружающем пространстве и в себе. Возможно кому-то из вас будет интересно, какие правила мы соблюдаем с детьми в группе Монтессори.



1.      «Если коврик на пути – коврик нужно обойти».

Коврик, на котором работают дети расстилается не для тепла и сидения на нем, а для ограничения рабочего пространства ребенка и «охраны» этого пространства от других участников группы. С одной стороны, поле коврика концентрирует внимание ребенка на тех предметах, которые лежат на коврике, с другой стороны, это сигнал для окружающих, что материал (игрушки) заняты и брать это нельзя, даже если «хозяина» рядом нет (допустим, отошел в туалет). Для домашнего использования – вещи другого человека можно трогать только с разрешения хозяина вещи. Ребенок тоже имеет свои вещи и игрушки следовательно, родители, братья, сестры и гости могут брать и трогать вещи ребенка с его разрешения.

2.      «Все, что хочешь можно взять, поработать и убрать».

Все предметы, если они больше не интересуют ребенка возвращаются на свое место в первоначальном виде, т.е. все приводится в порядок, складывается и ставится ребенком на полку, где стоял. Другой материал (игрушки) можно взять только после уборки предыдущего. Это правило хорошо действует и дома.

3.      Не мешаем другим.

Правило, которое имеет много тонкостей и включает много вариантов «мешания». Помешать другому можно не только толкнув его или забрав то, чем другой занимается, но и решив поиграть «вместе» без спроса другого, просто постоять «над душой» и посмотреть, что это он делает, громко крича, бегая и т.д. А еще, пытаясь помочь тому, кто не просит помощи, даже если у него что-то не получается. Отсюда вытекает следующее правило:

4.      Помогаем только, если просят.

Конечно, попросить о помощи ребенок может разными способами – сказать, призывающее посмотреть, забеспокоиться, расстроиться и т.д. Но мы должны внимательно наблюдать и правильно распознать эту просьбу! Как часто мы бросаемся «помогать» не дождавшись сигнала и тем самым МЕШАЕМ ребенку добиться результата САМОМУ. Любая помощь, оказанная ребенку не вовремя является препятствием на пути его развития! Дети прекрасно умеют решать задачи, которые возникают перед ними, более того, самой природой они как раз созданы и настроены для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО решения задач и проблем, которые возникают на их жизненном пути. Наша нетерпеливость, желание облегчить получение результата ребенком более всего тормозят его умственное и психическое развитие. Если понаблюдать за детьми, то мы увидим, что они не сразу бросаются на помощь другому, а сперва попытаются определить – сможет ли тот справится сам и уважительно относятся к попыткам другого сделать что-то самому. Отсюда – следующий принцип:

5.      Все, что ребенок может сделать САМ, он должен делать САМ!

Для дома это очень простое (и сложное для родителей) правило – все бытовые навыки, которые ребенок освоил – еда, одевание/раздевание, уборка, мытье рук, вытирание их полотенцем и т.п. – ребенок делает САМ. Лучше Марии Монтессори не скажешь, поэтому цитата: «Находясь в плену предрассудка, что к цели ведет лишь внешнее воздействие, мы одеваем ребенка, умываем его, выхватываем из его рук вещи, которыми он так охотно занимается. Наливаем ему суп в тарелку, кормим его, накрываем ему на стол. И после того, как мы его так хорошо обслужили, мы видим его – виноватого в том, что он ничего не в состоянии сделать сам и ни к чему не пригоден». 

 

6.      В группе ходим шагом (не бегаем).

Это для безопасности.

 

7.      Едим только за столом.

Тоже для безопасности и гигиены. Поэтому, если Вы дали ребенку что-то поесть с собой, то он может перекусить в группе только за столом (не на ходу, не в раздевалке).

 

8.      Говорим тихо.

Если надо кого-нибудь позвать/что-то сказать, то не кричим через все помещение, а подходим к этому человеку и говорим. Для дома – не кричим из другой комнаты, а идем, подходим и говорим/зовем.

 

9.      «На круге» (когда все собираемся вместе) говорим по-очереди, не перебиваем друг друга. Слово имеет тот, у кого мячик или другая вещь, которая показывает, кто в данный момент имеет слово. Если ребенок хочет прокомментировать чью-то речь, то может поднять руку (хороший способ тихого привлечения внимания). Для дома – если ребенок нетерпелив, постоянно пребивает других, то можно тоже применять какую-то вещь для соблюдения очередности высказываний. Часто родители сами подают пример – регулярно перебивая высказывания ребенка, особенно, если ребенку нужно время для формулирования своих мыслей, а мы (взрослые) уже все поняли.

 

10.   Если что-то не нравится, то говорим словами, а не толкаемся и не деремся.

Этот навык формируется не сразу, но мы приучаем ребенка выражать свои чувства: «мне это не нравится», «мне неприятно», «мне обидно», «я рассердился», а так же: «мы так не делаем», «отойди пожалуйста», «не трогай меня»  и т.п. Дома – то же самое.

 

11.  Ребенок имеет право заниматься/играть самостоятельно (один) и вместе с кем-то, если этот кто-то не возражает и готов играть вместе. Для этого мы всегда спрашиваем разрешения: «можно с тобой вместе?», «можно я посмотрю?». Дома так же.

 

        12. Ребенок имеет право выбирать где он будет заниматься – на ковре, за столом, в какой комнате, с чем он будет заниматься, с кем он будет заниматься и как долго он будет заниматься. Ребенок так же может выбрать «ничего не делать» - наблюдать за окружающим его пространством или просто отдохнуть.
Tags: бусинки, монтессори
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments