?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у live_electrum в мое монтессори. домашняя среда
здесь будет невозможно многобукв, но в двух словах и не скажешь.


Основным в монтессори-методе является организация пространства так, чтобы это было удобно ребенку. Это называется развивающая среда, но по сути - это необходимость, которой мы, взрослые, ежедневно пользуемся, а ребенок не имеет такой возможности. Он не может, как мы, подойти к раковине и включить воду, чтобы помыть руки, он не может самостоятельно попить, если тяжелый чайник с водой стоит высоко и еще много чего он не может просто потому, что ему не по размеру или непонятно, как что делать. Например, как мама из кучи одежды выбирает именно ту, которую нужно надеть. У нас в наших действиях всегда есть логика, но она настолько разнообразна, что ребенку трудно ее уловить и запомнить. Мы обычно надеваем штаны и футболку, но вот сегодня, футболок чистых больше нет, поэтому наденем вот эту рубашечку, а у ребенка образуется нестыковочка - почему вдруг, рубашечка? И таких нестыковочек настолько много, что порядок из наших действий никак не складывается. А мы помним, что у них там сенcитивный период порядка где-то до трех лет. Короче, начну по-порядку:

В доме должно быть несколько зон, каждая со своим назначением. Это зона еды на кухне, зона туалета в туалете, зона "прихожей", зона занятий и игр, зона ухода за собой (обычно в ванной) и зона движения (спортивный уголок) в идеале.
Самые прикольные и действенные (результат виден сразу) зоны это гардероб и игрушки.

Прихожая. Мы прибили Леоне вешалку для верхней одежды в прихожей, поставили икеевскую табурет-подставку для обувания и освободили две нижние полки в стеллаже в прихожей. все. Один раз стоило показать ей, куда мы теперь вешаем курточку, куда кладем шапочку, где разуваемся, куда ставим ботиночки, как Леона стала все это делать самостоятельно и с удовольствием. Сначала ей было трудно повесить куртку за петельку на крючок, но через несколько раз самостоятельных попыток это сделать и с моим показом, если не получилось, она поняла и вешает сама. Выглядит это так: "Леона, теперь твоя курточка будет висеть здесь, это твой крючочек, тебе нравится?" В следующий раз приходим домой, снимаем курточку, если сразу не побежала вешать, куда надо, то я говорю: "А где должна висеть твоя курточка?" и прочее по обстоятельствам. Это волшебство, но больше двух раз говорить не придется. Главное, следить, чтобы всегда теперь курточка висела там. То же с ботиночками и остальной одеждой.

Гардероб. У ребенка должно быть место, где лежит его одежда, это место должно быть доступно ему по росту и легко открываться. Мы выделели Леоне ящик в комоде. После того, как я прослушала теорию от педагога про то, что должно быть всего по две вещи каждого вида одежды, чтобы ребенок мог сам выбрать какую из двух маячек ему сегодня надеть, я убралась в Леонином комоде, убрала одежду навырост, оставила, две теплые кофты, двое теплых штанишек, три платья (ну нереально же выбрать), две теплые кофты, и чуть побольше носков, трусов и футболок, они часто нужны. В комоде стало просторнее. Сначала все лежало аккуратными стопочками и я думала, что у меня там монтессори. Леона иногда сама, иногда с моими подсказками выбирала одежду. Через месяц аккуратные стопочки развалились и образовалась обычная мешанина одежды, из которой я доставала две футболки и спрашивала Леону "Какую ты сегодня хочешь надеть?" Она с трудом выбирала, ей реально пофиг, какую надеть, и она не понимает по какому критерию выбирать. На ее лице замешательство. Иногда вопрос решали собачка на футболке или кошечка. Через какое-то время, когда у нас наметилась монтессори-катастрофа и Леона одевалась все с большим нашим трудом, я пригласила домой педагога из центра, чтобы поговорить об этом, ну и заодно показала нашу среду обитания Леоны. Открывая комод с видом на груду одежды, я сказала, "Да, я как раз планирую скоро тут убраться". Это было комично. Педагог сказала "Катя, две вещи." После ухода педагога я опять пошла к комоду, к тому времени у меня созрело понимание, что такое две вещи. Это, блин, как ни удивительно, только две вещи. По рекомендации центра Леона обычно носит трикотажные легинсы и футболку (платья под запретом, потому что их невозможно надевать самостоятельно), трусы и носочки. Я убрала всю одежду из комода, оставила там две футболки, двое легинсов, две пары носков и двое трусов. Все. Легче стало даже мне. Мне самой стало понятно, что и как надевать. В комоде теперь сплошная пустота и логика. Запасные футболки, легинсы, трусы и носки я убрала к себе в шкав и просто докладываю Леоне в комод, когда оттуда убывает. Это гениально. Теперь Леона идет к своему комоду, открывает свою выдвигалку, достает трусы, носки, совершенно сама. Выбирает она быстро и легко, суперспособом - берет верхнее из двух. Я этим пользуюсь, и хитрым расчетом складываю футболки и легинсы, чтобы сочетались.
К этому моменту она умеет надевать трусы и штаны (спасибо центру, они каким-то образом научили, у меня обучение одеванию идет медленно - она, если что вдруг сразу не получилось, дрыгает ногами, раздраженно-плачет и кричит "мама". Что значит "мама, надень мне", я пугаюсь этих взрывов и надеваю, потому что, как только говорю: "Посмотри, это надевается так-то", взрыв усиливается и я смиренно надеваю до конца. сейчас я работаю над носками, есть небольшое продвижение:))) Но это уже к теме про самостоятельность, а не про среду. хотя эти две темы связаны очень тесно. Развивающая среда как раз и создается для самостоятельности.

Самым простым пространством оказался туалет.
Сначала мы просто поставили горшок в туалет, до этого простого и естесственного решения без монтессори как-то не догадались. Но процедура все равно была очень сложной: посидеть на горшке, после этого вылить из горшка в унитаз, потом нажать на кнопку смыва и идти мыть руки. Леона иногда все делала правильно, но мне хотелось все равно это упростить. Мы купили универсальное сидение на унитаз для взрослых и детей. И ступеньку к унитазу. Все стало красиво и удобно. Один недостаток - нам, взрослым, ставить ноги уже некуда, все свободное место в туалете занимает ступенька.

Кухня. Здесь сложнее и нет предела совершенству. В идеале должно быть удобно ребенку доставать до продуктов и посуды. Мы выделили Леоне полку на уровне ее глаз в кухонном шкафчике, туда положили ее тарелку, маленькие ложку, вилку и столовый ножик. Еще легкую бамбуковую разделочную доску и нормальный кухонный нож (не сильно остро заточенный). Для большей безопасности можно использовать вертикальный нож для сыра или картофеля фри (они такие гофрированные бывают), но я такой не нашла, да и хотелось чтобы было по-настоящему.
В другом нижнем шкафчике у нас лежат фрукты. Леона спокойно заходит в один шкафчик, берет "гуку" (грушу), из другого достает "доку" и "нон", садится за свой маленький столик, режет грушу ножом на доске, ест сама и угощает маму. Это самый идеальный наш ритуал, который не требует моих уговоров и приносит удовольствие Леоне. Полностью самостоятельный, я отдыхаю. Так же она режет бананы и огурцы в салат.
Серверует стол нам, родителям, и себе тарелками и приборами, которые я ей даю в руки. Мне невероятно хочется поставить вниз и сушку с тарелками, чтобы она еще и сама брала их, но не могу, место не резиновое(
После еды относит тарелку на шкафчик возле раковины, для этого ей приходится поднимать тарелку над головой и вставать на цыпочки, что, не очень по-монтессори, зато развивает крупную моторику и координацию))
Посуду моет пока стихийно, т.е. от случая к случаю, я не настаиваю, стул к раковине (к холодильнику, и вообще) подставляет сама, но все равно не достает до ручки крана. И для мытья посуды я тоже не по-монтессори открываю ей воду.
А, вот, еще самое главное забыла - водопой! На детском столике у нас стоит небольшой кувшинчик (в классическом варианте это фарфоровый молочник, но у нас Леона успела привыкнуть к более большому и неудобному) и кружка. Чтобы ребенок, когда захочет, мог сам налить себе воды и попить.
Первое время может проливать, и тут очень важно не быстренько вытиреть, а сразу медленно и понятно показать, как вытирать, создать специальную тряпочку на специальном доступном ребенку месте. Если подготовится заранее и порепитировать эту презентацию (я не шучу), то есть реальный шанс, что всю пролитую воду ребенок будет с удовольствием вытирать. Потому что он может и знает как! (Вообще это основное, я заметила - самое хорошее обучение при введении нового, если новое вводить по-монтессори, то проблем будет в 10 раз меньше, а удовольствия больше!
Еще возле мусорного ведра в шкафчике стоит компактный веник-щеточка и совок - два в одном. Сейчас такие везде продаются.

Короче, подытоживая - в кухне у нас детский стол, кувшинчик с водой и стакан, подставка на стуле у взрослого стола, шкафчик с детской посудой и доской-ножом, совок с маленькой щеточкой вместо веника.

Ванная - место ухода за собой. Икеевская деревянная лесенка-стремянка для подхода к раковине и забирания в ванную и низкая полочка, где стоят Леонины зубная паста, щетка, расческа и маникюрные ножницы. Еще хочу сделать зеркало над раковиной пониже, но пока нет и Леона сама не видит, какой у нее грязный ротик и прочее. Над ванной тоже полочка с игрушками и мочалочкой, где Леона спокойно достает.

И еще очень действенное и производящее впечатление при изменении пространство - игровое. У нас это в комнате, рядом с Леониной кроватью пара монтессори-тумбочек. Но тут нужна история...
У нас всегда было немного игрушек, я как-то не сторонница перенасыщения игрушками, но все же для монтессори-метода их было очень много. Тут как с одеждой - уборка проходила в два этапа. Сначала убрать все, потом все остальное.
Короче, на уровне, где может достать ребенок, надо оставить минимум игрушек. Вот сколько поместится на поверхностях, без загромождения. На полке - одна-две-максимум три игрушки в зависимости от размеров полки. Игрушки нужно выбирать те, которые ребенку по возрасту. В выборе, какие именно оставить, поможет наблюдение за ребенком - какие игрушки он чаще всего берет. Если ребенок большой и так просто свои игрушки убрать не даст - надо с ним договориться. Это не так трудно, как кажется, об этом хорошо написано здесь: http://montessoridolgop.ru/index.php/info/publication..
Но я в Леонино отсутствие или сон произвела это действо. Опять, как и с одеждой, мне самой стало проще и понятнее. Остальные игрушки стоят на балконе в коробках. Можно потом менять, но не часто это требуется. Итак, когда у Леоны стало по две игрушки на полку, сразу ввели правило - ставить игрушку на место. Лучше всего это сделать опять же в форме презентации и лучше всего работает с новыми игрушками, но и со старыми это делать нужно: "Смотри, Леона. Вот эта такая-то игрушка, мы ее берем отсюда, вот так с ней надо играть (показываем, играем) и вот так ее надо убирать (ставим на место). Потом некоторое время следим, чтобы ребенок это делал, не забывал. В начале чуть сложнее, зато потом - кайф, сама берет, сама убирает. Удобно ввести правило - пока мы не уберем предыдущую игрушку в новую не играем. Это надо делать сразу, как только ребенок оставил игрушку и куда-то пошел, а не когда он уже схватил следующую и погрузился в игру. Короче игрушки на своем месте - важный аспект порядка в пространстве. Я планирую еще раз провести зачистку игрушек, потому что они имеют свойство нарастать. Педагог нам посоветовала три книжки, три карандаша, короче, совсем по-минимому, я этого побаиваюсь, (у нас осталось 7 книжек и по 5 маркеров и карандашей) но, возможно, такие крайности действительно способствуют улучшению концентрации, которая, развившись, способствует более легкой обучаемости и вообще.
Зона движения. После того, как Леона постоянно забиралась на комод и на все непредназначенные для этого поверхности мы задумались о специальной зоне движения. Шведские стенки мне почему-то никогда не нравились и мы остановили свой выбор на детском спортивном комплексе "Веселый малыш". В инструкции к нему написано, что он почти не занимает места (всего 1,4 м2) и легко вписывается в любой интерьер. Теперь эта дура, как детская площадка, стоит посередине нашей единственной комнаты и пытается вписаться в интерьер каждым из четырех основных ярких несочитающихся даже между собой цветов. Но Леона была от спорткомплекса в восторге. Горка - фаворит. Всякие лесенки тоже ей очень нравятся, еще любит кольца. Там столько наворотов, что мы повесили не все, чтобы не перегружать. Качели даже есть, но не сильно функциональные, так, посидеть пораскачиваться немного можно. И Леона сразу показала непонятно откуда взявшуюся способность - долго висеть на руках. Я удивилась, потому что даже на площадках на улице она на руках никогда не висела. Короче, комплекс сразу снял несанкционированные лазанья по мебели. Без каких либо запретов. Автоматически. Правда, недавно начались висения на кухонных ручках, но теперь я с чистой совестью объясняю - "здесь мы не висим, висим на комплексе". А до этого меня бы грызла совесть за ограничение естесственной потребности ребенка в движении. Еще из комплекса можно сделать отличный домик. Продается специальный дополнительный чехол, но мы развиваем воображение используя покрывала и прочее. В общем, это была реклама:) К сожалению, бесплатная.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
likealbatros
Apr. 24th, 2015 06:25 pm (UTC)
Это все очень круто и интересно. А с какого возраста вот это описанное можно (нужно) вводить?
studcs
Apr. 25th, 2015 06:00 am (UTC)
Приплюсуюсь к вопросу.
live_electrum
Apr. 25th, 2015 05:39 pm (UTC)
Ответила выше
haikky
Apr. 25th, 2015 07:13 am (UTC)

Думаю, что то, что описывает Катя актуально примерно с 2 лет:) до 2 лет другие периоды развития у ребенка и другие вещи актуальны.

studcs
Apr. 25th, 2015 06:37 pm (UTC)
Фух, можно пока расслабиться))
live_electrum
Apr. 25th, 2015 05:38 pm (UTC)
Нам 1 год и 6 мес было, когда мы пошли в центр в класс 1-3. И всему этому, что описано, там учат спокойно и быстро. Дома у меня по неопытности хуже выходит, но я постигаю эту науку и все понятнее и легче становится.
haikky
Apr. 27th, 2015 05:27 am (UTC)
А в какой центр вы ходите? Даже интересно стало:)
live_electrum
Apr. 27th, 2015 07:26 am (UTC)
в Долгопрудном, здесь детский центр "Семицветик", есть также сад 3-6 и недавно открылся класс 6-12.
la_mononoke
Apr. 24th, 2015 09:53 pm (UTC)
да, мне есть над чем подумать)
haikky
Apr. 25th, 2015 07:14 am (UTC)

Думаю, тут каждая мама найдет, о чем задуматься:)

jorikvdv
Apr. 27th, 2015 12:11 pm (UTC)
Интересный пост, читала с огромным удовольствием и интересом. Подскажи, пожалуйста, а есть какая-то стоящая литература на данную тему? На что стоило бы обратить внимание? На каких авторов?
haikky
May. 3rd, 2015 08:37 pm (UTC)
На тему педагогики Монтессори? Есть много книг, в том числе написанных самой Марией Монтессори. Но, наверно, начать стоит с книги "Чудо Монтессори". Она написана для родителей, так что там много практичной и понятной информации.
ananda_sh
Apr. 30th, 2015 01:13 pm (UTC)
Оля, а вот подскажи, пожалуйста, про одевание. Наш сын умеет одеваться сам, но ни в какую не хочет. Начинает ныть, просить "помочь" (это значит - надень за меня). При этом, я много раз ему показывала, как надевать, брюки даю в руки. Я бы его и одевала, но сейчас, в беременность, когда живот большой, мне тяжело нагибаться, прошу его одеваться самому, одевая только верх. А он не хочет - плачет, говорит, что сил нет и т.п. Причем пробовала объяснить, что животик большой и маме тяжело нагибаться (он начинает копировать и говорить то же самое при нытье). Вот что делать уже не знаю, не помогают и слова "вот оденешься, пойдем на площадку, а там такооое.... и т.п." (как-то заинтересовать результатом). В итоге, каждый раз получается один результат, говорю "считаю до трех и ухожу". Он начинает с воплями одеваться и одевается. Что делать, подскажи, пожалуйста. Сыну 3,5 г.
haikky
May. 3rd, 2015 08:14 pm (UTC)
Маш, мне очень сложно что-либо подсказать на расстоянии. Я не видела ни твоего сына, ни ваших отношений с ним. Так что очень трудно понять, что там у вас происходит. Каждая ситуация уникальна. Единственное, что могу сказать, что обычно, каждое трудное поведение ребенка связано с какой-либо его потребностью, которую он пытается таким образом удовлетворить. Это может быть потребность во внимании мамы, в ощущении близкой связи с ней, потребность в поддержке в том, что это не умеет/не любит делать и так далее. Так что разбираться в этой ситуации, увы, можно только на месте.
ananda_sh
May. 5th, 2015 10:07 am (UTC)
Спасибо, Оль, я тоже так подумала и поняла. Что ему не достает сейчас моего внимания, моей заботы, вот так себя и ведет.
haikky
May. 5th, 2015 01:04 pm (UTC)
По-разному может быть, надо смотреть на ребенка, наблюдать его, чтобы понять, в чем дело.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

haikky
мои сны

Free Text Position 10

August 2018
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com